logo search
ксе

6. Основные научные методы

Метод — система мыслительных и практических правил и приемов, позволяющих

достичь желаемого результата, которым может быть как знание о

действительности, так и изменение по­ложения дел в ней. Основными методами

эмпирического уровня являются наблюдение и эксперимент. Наблюдение —

совокупность преднамеренных действий че­ловека, предпринимаемых с целью

выявления существенных свойств и отношений объекта. Наблюдение, несмотря на

относительную пассивность, всегда заранее планируется и осуществ­ляется

целенаправленно в соответствии с определенной схемой. Эксперимент — это метод

исследования, с помощью которо­го заранее запланированным образом

производятся изменения в исследуемом объекте с целью выявления его общих и

необходи­мых свойств и отношений. Эксперимент в отличие от наблюде­ния

предполагает более активную роль человека, осуществляет­ся в точно заданных

условиях, которые могут воспроизводиться другим исследователем с целью

проверки полученных результа­тов. Эксперимент в отличие от наблюдения

позволяет выявить такие свойства и отношения объекта, которые в естественных

условиях остаются скрытыми. Особая форма эксперимента — это мысленный

эксперимент, в котором в идеальном плане осуществляется преобразование

воображаемых объектов. В результате наблюдения и эксперимента получаются

дан­ные, подвергающиеся затем описанию. Описание — дополни­тельный метод

эмпирического уровня. Описание должно быть по возможности точным, достоверным

и полным. На основе описаний эмпирических данных осуществляется дальнейшая

систематизация знания. Методами теоретического уровня научного познания

являют­ся дедукция, индукция, аналогия, сравнение, моделирование. Дедукция —

это метод познания, в котором вывод о частном делается исходя из общего

положения. отдельных фрагментов уже устоявшегося и общепринятого знания.

Индукция — такой метод познания, в котором осуществляется вывод нового общего

положения исходя из совокупности ча­стных. Индукцию часто называют выводом от

частного к общему. Аналогия — метод познания, позволяющий на основе сход­ства

объектов по одним признакам сделать вывод об их сходстве по другим. Аналогию

называют выводом от единичного к еди­ничному или от частного к частному.

Близким к аналогии является метод сравнения, позволяющий установить не только

сходство, но и различие предметов и явле­ний. Моделирование — это

оперирование объектом, который является аналогом другого, по каким-то

причинам недоступного для манипуляций. Благодаря модели­рованию можно

проникнуть в недоступные свойства объекта, используя его аналог. Методы,

применяемые на метатеоретическом уровне научно­го познания, имеют вид

общелогических приемов: анализ и син­тез, абстрагирование, идеализация.

Анализ представляет собой мысленное разложение целого до исходных

составляющих, синтез — мысленное восхождение от глубинных, исходных оснований

к новой целостности, объеди­нение в единое целое отдельных сторон предмета.

Абстрагирование — мыслитель­ный прием отвлечения от несущественных свойств и

отношений объекта или явления и сосредоточение внимания на существен­ных. Еще

одним универсальным приемом познания выступает идеализация — мысленная

процедура образования абстрактных объектов, не существующих в

действительности.