6. Основные научные методы
Метод — система мыслительных и практических правил и приемов, позволяющих
достичь желаемого результата, которым может быть как знание о
действительности, так и изменение положения дел в ней. Основными методами
эмпирического уровня являются наблюдение и эксперимент. Наблюдение —
совокупность преднамеренных действий человека, предпринимаемых с целью
выявления существенных свойств и отношений объекта. Наблюдение, несмотря на
относительную пассивность, всегда заранее планируется и осуществляется
целенаправленно в соответствии с определенной схемой. Эксперимент — это метод
исследования, с помощью которого заранее запланированным образом
производятся изменения в исследуемом объекте с целью выявления его общих и
необходимых свойств и отношений. Эксперимент в отличие от наблюдения
предполагает более активную роль человека, осуществляется в точно заданных
условиях, которые могут воспроизводиться другим исследователем с целью
проверки полученных результатов. Эксперимент в отличие от наблюдения
позволяет выявить такие свойства и отношения объекта, которые в естественных
условиях остаются скрытыми. Особая форма эксперимента — это мысленный
эксперимент, в котором в идеальном плане осуществляется преобразование
воображаемых объектов. В результате наблюдения и эксперимента получаются
данные, подвергающиеся затем описанию. Описание — дополнительный метод
эмпирического уровня. Описание должно быть по возможности точным, достоверным
и полным. На основе описаний эмпирических данных осуществляется дальнейшая
систематизация знания. Методами теоретического уровня научного познания
являются дедукция, индукция, аналогия, сравнение, моделирование. Дедукция —
это метод познания, в котором вывод о частном делается исходя из общего
положения. отдельных фрагментов уже устоявшегося и общепринятого знания.
Индукция — такой метод познания, в котором осуществляется вывод нового общего
положения исходя из совокупности частных. Индукцию часто называют выводом от
частного к общему. Аналогия — метод познания, позволяющий на основе сходства
объектов по одним признакам сделать вывод об их сходстве по другим. Аналогию
называют выводом от единичного к единичному или от частного к частному.
Близким к аналогии является метод сравнения, позволяющий установить не только
сходство, но и различие предметов и явлений. Моделирование — это
оперирование объектом, который является аналогом другого, по каким-то
причинам недоступного для манипуляций. Благодаря моделированию можно
проникнуть в недоступные свойства объекта, используя его аналог. Методы,
применяемые на метатеоретическом уровне научного познания, имеют вид
общелогических приемов: анализ и синтез, абстрагирование, идеализация.
Анализ представляет собой мысленное разложение целого до исходных
составляющих, синтез — мысленное восхождение от глубинных, исходных оснований
к новой целостности, объединение в единое целое отдельных сторон предмета.
Абстрагирование — мыслительный прием отвлечения от несущественных свойств и
отношений объекта или явления и сосредоточение внимания на существенных. Еще
одним универсальным приемом познания выступает идеализация — мысленная
процедура образования абстрактных объектов, не существующих в
действительности.
- 1. Естествознание и его основные концепции
- 2. Гносеологические аспекты естествознания. Научные законы.
- 3. Наука и культура. Критерии истинности в науке. Основные принципы научности.
- 4. Классификация наук. Теоретическое и эмпирическое знание
- 5. Проблема двух культур в науке. Научная ответственность
- 6. Основные научные методы
- 7. Научные картины мира и научные революции
- 9. Возникновение научного знания
- 12. Значение средневековой науки
- 14. Законы Кеплера. Принципы Галилия
- 15. Ньютон, первый фундаментальный закон природы
- 16. Фундаментальные физические постоянные
- 17. Возникновение научной химии.Системные химические теории
- 18. Классическая термодинамика
- 19. Энтропия, закон Больцмана
- 20. Возникновение научной биологии. Дарвинизм. Генетика
- 21. Теория Максвелла. Кризис в физике в конце XIX в.
- 22. Нобелевские премии и Нобелевские лауреаты
- 23. Солнечная система
- 24. Звезды, их эволюция
- 25. Галактики. Космические расстояния
- 26. Метагалактика и Вселенная
- 27. Эволюция вселенной. Физический вакуум. Закон Хабба
- 28. Жизнь и разум во вселенной. Опасность Космоса
- 29. Строение атома
- 30. Понятие кванта. Формула Планка
- 31. Принцип неопределенности. Поведение квантовых объектов
- 33. Элементарные частицы
- 34. Теория кварков. Планковская длина. Суперструны
- 35. Фундаментальные физические взаимодействия
- 36. Теория Объединения. Физическая симметрия. Супергравитация.
- 38. Специальная теория относительности
- 39. Свойства физического пространства, причина времени
- 40. Общая теория относительности
- 41. Всеобщий релятивизм
- 42. Понятие системы
- 43. Типы систем
- 44. Науки о сложных системах
- 45. Эволюция систем
- 46. Самоорганизация. Антиэнтропийные процессы
- 47. Определение жизни
- 49. Структурные уровни организации живого
- 53. Возникновение жизни. Теория Опарина. Опыт Миллера
- 55. Учение Вернадского
- 56. Эволюционизм
- 60. Будущее науки