logo search
ксе

12. Значение средневековой науки

К концу XII- началу XIII в. в средневековой Европе происходит технологическая

революция в агротехнике: появляется тяжелый колесной плуг, используется

боронование, совершенствуется упряжь тягловых животных, что позволяет в 3-4

раза увеличить нагрузки, внедряется трехпольная система земледелия, создается

земельно-хозяйственная кооперация, осваиваются новые источники энергии-сила

воды и ветра (распространяются водяные и ветряные мельницы) и др. Благодаря

изобретению кривошипа и маховки механизированы многие ручные операции.

Рационализируется организация хозяйственной деятельности (особенно в

монастырях). В этих условиях происходит подъем в духовной сфере. Одним из

наиболее ярких его выражений стало возникновение новых светских

образовательных учреждений-университетов. Средневековые университеты имели

четыре факультета. Первый- подготовительный; он был самым многочисленным и

именовался факультетом «свободных искусств». Здесь преподавали семь

«свободных искусств»- грамматику, риторику, диалектику (искусство вести

диспуты), геометрию, арифметику, астрономию и музыку. Основными факультетами

являлись медицинский, юридический и теологический. Теологический считался

высшим факультетом, но обычно он был наименее многочисленным.

13. Картезианство. Коперниканская революция

Свою систему мира великий польский астроном Николай Коперник (1473-1543)

изложил в книге “О вращениях небесных сфер”, вышедшей в год его смерти. В этой

книге он доказал, что Вселенная устроена совсем не так, как много веков

утверждала религия. После тридцати лет упорнейшего труда, долгих размышлений и

сложных математических вычислений он показал, что Земля - только одна из

планет, а все планеты обращаются вокруг Солнца. Своей книгой он бросил вызов

церковным авторитетам, разоблачая их полное невежество в вопросах устройства

Вселенной. В своей книге Николай Коперник утверждал, что Земля и другие планеты

- спутники солнца. Он показал, что именно движение Земли вокруг солнца и ее

суточным вращением вокруг своей оси объясняется видимое движение Солнца,

странная запутанность в движении планет и видимое вращение небесного свода.

Гениально просто Коперник объяснял, что мы воспринимаем движение далеких

небесных тел так же, как и перемещение различных предметов на Земле, когда сами

находимся в движении. Мы скользим в лодке по спокойно текущей реке, и нам

кажется, что лодка и мы в ней неподвижны, а берега “плывут” в обратном

направлении. Точно так же нам только кажется, что Солнце движется вокруг Земли.

А на самом деле Земля со всем, что на ней находится, движется вокруг Солнца и в

течение года совершает полный оборот по своей орбите. И точно так же, когда

Земля в своем движении вокруг Солнца обгоняет другую планету, нам кажется, что

планета движется назад, описывая петлю на небе. В действительности планеты

движутся вокруг Солнца по орбитам правильной, хотя и не идеально круговой

формы, не делая никаких петель. Коперник, как и древнегреческие ученые верил,

что орбиты, по которым движутся планеты, могут быть только круговыми. Звезды

Коперник считал неподвижными. Сторонники Птолемея настаивали на неподвижности

Земли, утверждали, что если бы Земля двигалась в пространстве, то при

наблюдении неба в разное время нам должно было бы казаться, что звезды

смещаются, меняют свое положение на небе. Но таких смещений звезд за много

веков не заметил ни один астроном. Именно в этом сторонники учения Птолемея

хотели видеть доказательство неподвижности Земли. Однако Коперник утверждал,

что звезды находятся на невообразимо огромных расстояниях. Поэтому ничтожные

смещения их не могли быть замечены. Действительно, расстояния от нас даже до

ближайших звезд оказались настолько большими, что еще спустя три века после

Коперника они поддавались точному определению. Только в 1837 г. русский

астроном Василий Яковлевич Струве положил начало точному определению расстояний

до звезд. Новое учение о солнечной системе -гелиоцентрическое- утверждалось в

жесточайшей борьбе с религией. Учение Коперника подрывало самые основы

религиозного мировоззрения и открывало широкий путь к материалистическому,

подлинно научному познанию явлений природы. Коперник полагал, что Вселенная

ограничена сферой неподвижных звезд, которые расположены на невообразимо

огромных, но все-таки конечных расстояниях от нас и от Солнца. В учении

Коперника утверждалась огромность Вселенной и бесконечность ее. Коперник также

впервые в астрономии не только дал правильную схему строения Солнечной системы,

но и определил относительные расстояния планет от солнца и вычислил период их

обращения вокруг него.

Французский философ Р. Декарт построил универсальную физическую картину мира,

в основе которой лежала идея природы как совокупности взаимодействующих

вещественных частиц. По мнению Декарта «мир, или протяженная материя,

составляющая универсум, не имеет никаких границ», материальные частицы

действуют друг на друга путем давления или удара, т.е. ее законы не зависят

от законов духовной субстанции или мышления.