logo search

Глава 6. Ахара, вихара и аушадхи — три столпа аю

До сего момента целью книги было заложить концептуальное понимание того, как наука о жизни может содействовать идеальному здоровью. Теперь мы можем возвести «столпы» аю, то есть описать принципы, на которых основываются здоровье, счастье и гармония с законами Природы. Эти три столпа — ахара, вихара и аушадхи.

Два первых принципа имеют профилактическую природу и относятся к диете и образу жизни. Если следовать этим принципам, семена болезни не будут посеяны и, соответственно, не прорастут. Принципы ахары и вихары учат, как жить в гармонии с Природой. Практические и несложные указания помогают открыть для себя жизнь во всей ее полноте, вернуться к истинной природе — пракрити.

Что нельзя исправить с помощью ахары и вихары, исправляется с помощью аушадхи, принципов лечения. В дословном переводе «аушадха» означает «лекарство». Этот раздел аюрведы описывает различные процедуры и методы лечения, которые помогают человеку вновь обрести здоровье.

Поскольку вторая часть книги целиком посвящена принципу аушадхи, в этой главе мы поговорим об ахаре и вихаре.

АХАРА — ДИЕТА, ПОДДЕРЖИВАЮЩАЯ ЖИЗНЬ

«Ахара» означает «прием внутрь» и касается правильного питания. Это — первый из трех возможных подходов, которые используются для создания и поддержания идеального здоровья, а также

для облегчения симптомов хронических заболеваний. С помощью питания невозможно полностью излечить застарелые болезни, зато 60% болезней можно взять под контроль, кроме питания ничего при этом не меняя. Поскольку питание является ключевым фактором здоровья, необходимо осознать, что и как мы едим. В нас должно возникнуть стремление избавиться от нездоровых пищевых привычек, предотвратить формирование новой амы.

Изменения в питании предполагают также прием определенной пищи для противодействия нашей викрити и восстановления правильного соотношения дош. В предыдущей главе мы привели список продуктов для каждой из дош, чтобы помочь вам в планировании правильного питания. В этой главе мы рассмотрим вредное влияние некоторых продуктов, а также приведем некоторые общие рекомендации по уменьшению нагрузки на пищеварительный огонь, усилению саттвичного компонента в уме и облегчению симптоматики пищеварительных дисфункций. Это советы для всех, независимо от индивидуальных типов викрити.

Питание по принципам аюрведы

Аюрведическое понимание питательной ценности сильно отличается от западного. Рассуждая о питательности, западные люди имеют в виду содержание в пище жиров, белков, углеводов, витаминов и минералов. Ахара, тем временем, акцентирует влияние пищи на качества ума, пищеварение и баланс дош. Уже говорилось, что почти все болезни возникают на физическом плане от неправильного обмена веществ, развивающегося вследствие ослабления пищеварительного огня и несбалансированной деятельности дош. Согласно аюрведе, правильное питание необходимо для поддержания саттвичных качеств ума, которые позволяют человеку жить в неразрывной связи с источником целостности.

РОЛЬ ВКУСА В ПИТАНИИ

В четвертой главе мы касались роли, которую играет вкус в пищеварении прапака и випака, то есть метаболических процессах формирования и поддержания деятельности дхату. В повседневном питании в определенном количестве должны присутствовать все шесть вкусов, что должно обеспечить присутствие в нашей жизни всех пяти бхут в необходимых пропорциях. Поскольку в теле преобладают яла и притви, мы испытываем увеличенную потребность в укрепляющем и питающем сладком вкусе.

Чтобы понять, какое действие пища оказывает на наш организм, нам необходимо осознать, что в пище и в тканях тела присутствуют все пять бхут. Под управлением дош пищеварение трансформирует пищу в отдельные вещества уникального состава, необходимые для питания тканей и органов (дхату). Подобное усиливается подобным. Пища, богатая какой-либо бхутой, усиливает соответствующую дошу в организме. Например, если пища управляется притви и ялой, она усиливает капху и ослабляет акаш и вайю (то есть вату). Пища, которой управляет агни, усиливает питту и ослабляет капху.

Для определения элементного состава пищи аюрведа использует вкус. Шесть основных вкусов рождаются в результате взаимодействия элементов. Каждый из шести вкусов усиливает влияние какой-либо одной доши, одновременно снижая влияние двух других. Поскольку элементный состав пищи может усиливать и возбуждать доши, пищу разделяют на типы, согласно ее вкусу, так как именно он определяет, каким будет это влияние. Зная, как вкус влияет на доши, мы можем выбрать такую пищу, которая сбалансирует доши и обеспечит сильное пищеварение.

Диета, несбалансированная по вкусам, создает проблему с дошами и с амой. Например, если мы потребляем только сладкую, кислую и соленую пищу, вата подпитывается, капха и питта — нет. Это нарушает природное равновесие дош.

Для каждого человека существует свой, правильный баланс дош (пракрити). Правильная диета учитывает как пракрити, так и викрити. Такая диета восстанавливает равновесие, успокаивая возбужденные доши и усиливая ослабленные. Это — путь к гармонии с истинной природой.

В пятой главе подробно обсуждалось, каким образом пища влияет на баланс дош. Давайте рассмотрим, как современная пища влияет на качества ума и пищеварение. Начнем с анализа промышленных кулинарных методов и их последствий.

Микроволновые печи и генная инженерия

Человек — часть природы. Именно поэтому любые изменения в природе находят отражение в человеке. Микроволновые печи повышают степень комфорта в приготовлении пищи и снижают затраты времени. Методы консервации позволяют получить пищу, которая не подвержена влиянию природы и насекомых, дольше хранится «на полке». В некоторой степени этому содействует и генная инженерия. Однако потребление продуктов, полученных этими способами, через некоторое время вызовет серьезные последствия в организме, которые проявятся прежде всего ослабленным, вялым метаболизмом.

Влияние пищи быстрого приготовления на организм

Прошлый век принес радикальные перемены в способах приготовления пищи и ее подачи покупателю. Темпы жизни и тенденция к урбанизации снижают доступность свежих, натуральных пищевых продуктов и увеличивают нашу зависимость от пиши быстрого приготовления. Это — удобно. Но, тем не менее, продукты быстрого приготовления подрывают наше физическое и умственное здоровье.

Вследствие роста сердечно-сосудистой заболеваемости на Западе были приняты законы, предписывающие производителям указывать на упаковке продуктов питания их пищевую и энергетическую ценность, в частности, содержание жира, углеводов и натрия. Однако, как правило, эта информация не содержит указаний на способ приготовления и консервации пищи и, следовательно, не позволяет оценить степень ее вредного влияния. При этом с точки зрения аюрведы эти сведения являются наиболее важными.

Каким же образом современные способы приготовления пищи влияют на ум, пищеварение и баланс дош?

Химические добавки, используемые в производстве продуктов питания

Большинство видов современных пищевых продуктов, будь то мясо или овощи, производится с применением химических веществ — искусственных удобрений, гормонов, антибиотиков, гербицидов и пестицидов. Вследствие синтетической, неестественной природы этих веществ организм разрушает их с большим трудом. В результате они блокируют шроты и затрудняют поступление питательных веществ в дхату, а также повреждают сами дхату.

Пища, полученная в результате убийства животных, дает физическую энергию и силу, оказывая при этом вредное побочное действие. Непосредственно перед смертью животное испытывает страх и гнев. Мы испытывали бы такие же эмоции перед лицом угрозы. Каждой эмоции соответствует органическое соединение, которое переводит ее на физический план. В нашем случае — это гормоны стресса. Они поступают в наш организм во время поедания мяса убитого животного. И чем чаще мы едим мясо, тем быстрее это приводит к изнашиванию иммунной системы, а также других тканей и органов.

Мясо возбуждает гнев, а следовательно, — питту, потому что гнев — горячая эмоция.

Мясо переваривается с трудом, тем самым создавая большую нагрузку на пищеварительный огонь. Последние исследования показывают, что мясоеды (поедающие красное мясо) более склонны к сердечно-сосудистым, дегенеративным и опухолевым заболеваниям.

С точки зрения ментального здоровья гнев и страх в мясе создают раджас и тамас в уме, затуманивая саттву и размывая наше восприятие.

Замораживание

Люди Запада больше всего ценят время. Вследствие этого они готовят сразу большое количество пищи, остатки же — замораживают. Чтобы подготовиться к новому приему пищи, ее остается достать из холодильника и разогреть (разморозить). Хотя разогретая пища чаще всего почти не отличается от свежеприготовленной и содержит те же количества питательных веществ, на тело и на ум она влияет совершенно отличным образом. Замороженная пища не способна усилить саттву и дать организму полноценное питание. Она утратила свою витальность.

Любая приготовленная пища, которую оставили на ночь, в аюрведе называется парушит — «безжизненная пища». Для иллюстрации этого момента разморозьте какую-либо пищу и поставьте ее рядом со свежей. Размороженная пища распадётся быстрее. Через некоторое время она примет обмякший вид, утратит цвет и приобретет резкий или гнилой запах (свидетельствующий о преобладающем влиянии ваты).

Когда мы едим свежую пищу, мы принимаем в себя и усваиваем ее упорядоченную структуру. Это увеличивает наш собственный внутренний порядок и питает организм. Когда мы едим старую или размороженную пищу, мы принимаем в себя вещества, которые подверглись дезорганизующему влиянию энтропии. Это приносит беспорядок в наш организм. Мы есть то, что мы едим. Свежая пища способствует производству тонких продуктов метаболизма (оджаса), правильной структуре и активности тканей. Напротив, старая пища разрушает организм, вызывает дегенерацию дхату и способствует формированию токсичных, непереваренных предшественников болезни.

Кроме того, следует отметить, что пища, подвергнутая действию холода, проявляет влияние капхи, которое напрягает пищеварительный огонь, усугубляя неспособность к усвоению компонентов такой пищи. Легче всего агни перерабатывает пищу с температурой тела или чуть выше нее.

Давайте посмотрим, как в теле проявляются основные законы термодинамики.

Третий закон термодинамики гласит, что система может поддерживать упорядоченность своей структуры и противостоять энтропии (описанной вторым законом), только если в нее постоянно привносится порядок извне.

Аюрведа в принципе не против замораживания, которое позволяет сохранять пищу. Однако она предупреждает, что пить холодные напитки, есть холодную пищу, а также пищу, приготовленную накануне, вредно для здоровья. Применение агни к любой пище ускоряет процессы ее трансформации и движение к дезинтеграции. Пища, которая не была съедена сразу после приготовления, теряет способность к наращиванию дхату, так как быстро переходит в третью стадию быстрого метаболизма, которой управляет вата. Если пища уже находится в этой стадии (разложения), она влияет на тело только отрицательно. Замораживание не способно остановить этот процесс в уже приготовленной пище.

Последним и очень существенным моментом является то, что в старой и «безжизненной» пище преобладает тамас. Он скрывает ум, мудрость и чувства под толстой вуалью тупости и инертности, лишает способности видеть и чувствовать, что есть хорошо, нарушает функции дхи, дхрути и смрити (см. главу 1).

Химическая консервация

Химически консервированная пища действует подобно замороженной плюс влияние синтетических химикатов, которые используются для консервации.

Сырая пища

Вопрос о сыроедении возникает сам собой, если мы ведем речь о том, что нужно есть свежую пищу. Некоторые люди на Западе считают, что потребление салатов, фруктов и сырых овощей — самый здоровый способ питания. Основным аргументом в пользу такого питания обычно является разрушение в процессе готовки ферментов и витаминов. Аюрведа придерживается противоположной точки зрения и считает, что потенциал питательных веществ не может проявиться в полной мере, если пища не испытала воздействия агни (тепла). Процесс тепловой конверсии, происходящий по ходу приготовления пищи, экономит пищеварительный агни. Последнему не приходится напрягать себя для превращения питательных компонентов овощей в удобоусвояемую форму.

Четвертая глава содержит сведения о физиологической роли агни и питты. Агни отвечает за преобразование вообще, питта же — за конкретные процессы преобразования в организме. Питта вырабатывает секреты, необходимые для метаболизации пищи. Слабый агни вызывает уменьшение пищеварительной способности питты.

Чтобы увлажнить сухую и грубую, сырую (неприготовленную) пищу секретами капхи, нам приходится тщательно пережевывать ее. Это истощает капху и увеличивает вату. В конце концов, сырая пища дает организму меньше веществ и энергии, особенно для использования в пострезорбтивном метаболизме (випаке), чем если пища была приготовлена на огне.

Жесткая, грубая, холодная пища увеличивает вату. Сыроеды часто страдают возбужденной ватой, о чем свидетельствует сухая, грубая кожа, легкое истощение, плохая способность к концентрации, разбросанность мыслей и слабое пищеварение. Эти симптомы ярче проявляются у людей с уже присутствующей вата викрити.

Все сказанное вовсе не означает, что следует исключить потребление сырой пищи. Просто она должна составлять не более 25% нашего рациона. При этом существуют два исключения — ожирение и возбуждённая капха. При ожирении и в случае возбужденной капхи разделяющее и истощающее влияние сырой пищи позволяет ей быть очень полезной для здоровья.

Ферментирование

Ферментирование — популярный способ улучшения вкуса. В нашем рационе — множество ферментированных продуктов (и продуктов ферментирования), среди которых уксус, алкоголь, соевый соус, йогурты, сыры, дрожжевой хлеб, маринады и кетчуп. Толковый словарь определяет ферментирование как химическую трансформацию с выделением газа, или трансформацию органической материи посредством возбуждения. Оба определения указывают на то, что основной атрибут ферментированной пищи — движение, или вата. В четвертой главе объяснялось, что дезинтегрирующей влияние ваты доминирует на третьей стадии пищеварения прапака. Пузырьки газа образуются, когда вода отделяется от твердого вещества. К моменту поедания, процесс дезинтеграции в ферментированной пище уже начался. Эта пища мешает пищеварению на сладкой и кислой стадиях прапака, усиливая острую стадию. За счет своего разделяющего влияния вата препятствует правильному формированию тканей и способствует их разрушению. Зная это, можно понять, почему истощение дхату является одним из наиболее заметных эффектов пристрастия к алкоголю.

Ферментированная пища также считается «безжизненной» — парушит и создает тамас. Ярким примером влияния такой пищи на качество ума является алкоголь. Употребление алкоголя приводит к слабому и ошибочному распознаванию, притупляет чувства, замедляет физические реакции и нарушает координацию. В Индии была выполнена серия лабораторных исследований, в которых животным скармливали саттвичную, раджастичную и тамастичную пищу. Если пища была вегетарианской и свежей, животные становились спокойными, внимательными и создавали ощущение живости. Однако, если животные ели остатки пищи, замороженную и невегетарианскую пищу, они становились беспокойными и агрессивными. Тысячу лет назад Чарака сказал, что слишком много раджаса и тамаса ослабляют здоровье и порождают болезнь. Мы можем убедиться сами, что разная пища по-разному влияет на нашу жизнь. Начните избегать старой, ферментированной, чрезмерно острой пищи, и вы заметите, как пищеварение улучшается, ум и чувства проясняются, в жизни воцаряются мир и спокойствие.

Рафинированные продукты

Рафинирование — это технологический метод, с помощью которого производители улучшают внешний вид и сохранность пищи. При рафинировании пшеницы, риса и других зерновых круп зерна очищаются от волокнистой оболочки. Волокна удаляются и при рафинировании сахара. Потеря волокнистой части уменьшает полезность данных продуктов в плане здоровья, другими словами — их холистическую пользу. Волокна, окружающие питательные компоненты продукта, содержат массу полезных веществ и очень важны для нормальной перистальтики толстого кишечника. Самым частым последствием, возникающим вследствие питания рафинированной пищей, является запор.

В результате рафинирования образуются продукты, содержащие некоторые питательные вещества в очень концентрированном виде. Это ускоряет движение ваты. Вместе с тем сокращается время, имеющееся в распоряжении агни для переваривания, и вместо того, чтобы питать дхату, всасывающиеся вещества способствуют их разрушению (дезинтеграции).

Хорошей иллюстрацией сказанному является действие рафинированного сахара. В отличие от неочищенного сока сахарного тростника, содержащего много минералов и полноценных питательных веществ, рафинированный сахар минует расу и ракту в непереваренном виде, вызывая перегрузку печени; поджелудочной железы и других органов зоны питты. Благодаря «легкости» этого сахара начинается быстрое выделение ферментов («остроты»). Затем нарастает кислотность. В результате быстро потребляются минералы организма и питательные вещества.

Если ребенок съест много печенья, конфет или шоколада, через некоторое время он становится гиперактивным (влияние повышенной ваты). Согласно результатам научных исследований, избыточное потребление сладостей приводит также к снижению содержания кальция в костях, одном из «домов» ваты. Зубы как зеркало отражают состояние нашего скелета. Порча зубов является прямым следствием высокого потребления рафинированного сахара.

Жареная пища

Жарение — еще один популярный способ приготовления пищи Хотя вкус улучшается, масло делает пищу тяжелой и трудноперевариваемой, что напрягает метаболический потенциал агни. Жареная пища приводит к появлению кислотного остатка в желудке и способствует развитию повышенной кислотности. Кислотность увеличивает содержание тепла и оказывает таким образом раджастичное влияние на ум, подобно острым и пряным блюдам. Глубоко прожаренная пища (то есть проваренная в масле, подобно чебурекам (увеличивает тамас в результате влияния большого количества нагретого масла (что утяжеляет).

Технологические добавки (красители, разрыхлители, усилители вкуса и т.д.)

К несчастью, среди производителей общей практикой является улучшение потребительских качеств пищевых продуктов с помощью технологических добавок. Эти вещества в большинстве своем не перевариваются, подобно многим другим химикатам. Они ослабляют агни и отравляют организм.

Сахар и соль

Большую часть готовых к употреблению продуктов мы приобретаем уже в сильно посоленном или послащенном виде. Сахар и соль не только усиливают вкус пищи, но и консервируют ее, так как в высоких концентрациях они препятствуют жизнедеятельности бактерий. Небольшое количество сахара или соли улучшает метаболизм расы и успокаивает вату, однако избыточное их потребление вызывает токсические эффекты. Когда слишком много сахара, это возбуждает капху, усиливает раджас и с течением времени приводит к накоплению тамаса в уме. Когда слишком много соли, это возбуждает питту и также усиливает раджас

Острая пряная пища

Специи играют важную роль в приготовлении пищи. Они усиливают выделение питты в среднем сегменте тела, помогая последней перерабатывать пищу, однако слишком большое количество пряностей имеет обратное действие Такие продукты, как пицца, мексиканские блюда, барбекю, маринады, горчица и др., содержат большое количество тепла и возбуждают питту, вызывая проблемы с пищеварением. Пряная пища также увеличивает раджас, отчего, поев, мы чувствуем напряжение и возбуждение.

Газированные напитки

В западном мире много жидкости потребляется людьми в форме газированных напитков. Процесс газирования состоит в добавлении в воду сжатого либо твердого углекислого газа наряду с вкусовыми добавками. Это, безусловно, усиливает вкус, но выделяющиеся при вскрытии бутылки пузырьки газа создают большое движение и оживляют вату, способствуя таким образом гиперактивности желудочно-кишечного тракта. Нарушаются абсорбция и ассимиляция, генерируется раджас.

Пищевые аллергии

В настоящее время множество людей страдает аллергией на различные виды пищи, чаще всего — на молочные продукты и пшеницу. Однако с аюрведической точки зрения пища сама по себе не является причиной аллергий. Другое дело — как эта пища готовится, консервируется и подается. Возьмем, к примеру, молоко. Процесс гомогенизации (сепарации), в результате которого достигается стандартная жирность, усиливает вату; хранение в холодильнике, равно как и употребление в холодном виде, — капху. Необходимо отметить, что молоко и без того — капхогенный продукт. Тяжесть капхи значительно ослабляет пищеварительный огонь и затрудняет переваривание. Пищевая аллергия — это симптом, возникающий вследствие неспособности организма переваривать определенную пищу. Аллергические проявления, возникающие в носу, других органах дыхания, а также на коже, во многих случаях восходят к пищевой аллергии.

Свежая, цельная пища

Когда мы едим свежую, цельную, естественно сладкую пищу (в которой присутствуют все шесть вкусов), организм получает глубокое питание. Интеллект и внимание становятся острее, улучшается память. Натуральная пища, приготовленная из свежих составляющих, легко переваривается и усиливает саттвичные качества ума. Если доминирует саттва, сохранять здоровье очень просто.

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ПИЩЕЙ И ТРЕМЯ ГУНАМИ

Обсуждая три качества ума, мы коротко упомянули о том, что разные продукты могут избирательно усиливать раджастичные, тамастичные и саттвичные качества.

Попробуем объяснить это в деталях.

Саттвичная пища

Саттвичная пища легко переваривается и легко питает ум и тело. Это — свежая пища, молоко, ги, большинство фруктов и овощей, зерновые (особенно рис басмати): цельная пшеница, овес, целый или лущеный маш (мунг дал), миндаль.

Раджастичная пища

Эта пища увеличивает содержание тепла в организме, а также усиливает все процессы. К такой пище относятся лук, чеснок, помидоры, редис, перец чили, кукуруза, яйца, рыба, птица и пряности. Эти продукты способствуют возбуждению ума, эмоциональности и агрессивности.

Тамастичная пища

Эта пища вызывает ощущение тяжести в теле и включает красное мясо, алкоголь, грибы, ферментированные продукты, блюда, жаренные во фритюре, зрелые сыры, а также остатки ранее приготовленной пищи, извлеченные из холодильника. Замешательство, потеря ориентации, вялость и сонливость также могут быть следствием употребления этих продуктов. Тамастичная пища изменяет проявление раджастичного принципа активности и придает склонность к насилию.

ТРИ АСПЕКТА ЖИЗНЕННОЙ ЭНЕРГИИ ЖЕЛУДОЧНО-КИШЕЧНОГО ТРАКТА

Кроме диеты, ахара обращает внимание на три аспекта, важных для здорового пищеварения: дипан — поддержание сильного пищеварительного огня, пачан — хорошее пищеварение и ассимиляция и ануламан — эффективное удаление отходов. Достаточное присутствие всех этих аспектов обеспечивает хороший отклик тела практически на любое лекарственное воздействие. Болезнь наступает как следствие проблемы с одним или несколькими аспектами этой жизненной энергии. Многие считают, что слабое пищеварение, запор и вялый аппетит — всего лишь мелочи, мелкие неудобства. Они не осознают, что эти «мелочи» могут привести к развитию серьезных заболеваний.

Дипан (хороший аппетит)

За аппетит отвечает агни. Хороший аппетит свидетельствует о том, что пищеварительный тракт готов к принятию пищи. Неустойчивый, слабый, избыточный аппетит, равно как и пристрастие к определенному виду пищи, сигнализируют нам, что есть проблема с пищеварительным агни. Аппетит должен побуждать к тому, чтобы мы ели «необходимое — вовремя», то есть в то время, когда организм может извлечь из пищи наибольшую пользу. Не надо есть, если у вас нет аппетита. Пусть агни обретет новую силу. Дайте ему время переварить пищу, съеденную в прошлый раз, и нейтрализовать аму. Вот некоторые простые способы стимуляции пищеварительного агни (и усиления аппетита): пейте имбирный чай, избегайте твердой пищи и устраивайте себе двадцатичетырехчасовые разгрузочные периоды, принимая только питье.

Пачан (хорошее пищеварение)

Пачан обеспечивает правильное питание дхату. Нарушенное пищеварение приводит к изжоге, бурлению в животе и его вздутию, оно вызывает тошноту и чувство металлического вкуса на языке. Эти признаки указывают на недостаточную силу пищеварения и на образование амы. Тело всегда подает нам сигнал, если мы съели что-нибудь неподходящее. Большинство людей игнорируют такие сигналы. Между тем, если вы чувствуете, что пищеварение ещё не «разгорелось», но есть аппетит, тогда съешьте небольшое количество легкоусвояемой пищи.

Ануламан (хорошее выделение)

Нарушение выделения проявляется изменением частоты и консистенции стула (нерегулярный, плохо сформированный стул, запор, твердый или липкий стул). Когда отходы накапливаются в толстом кишечнике, они подвергаются брожению или гниению, в кишечнике изменяется рН, в результате чего нарушается абсорбция и перистальтика. Если дефекации не происходит, дополнительная пища ещё больше увеличит нагрузку на толстую кишку. Чтобы восстановить нормальное функционирование кишечника в этом случае, нужно пить жидкость, не принимать твердой пищи и, может быть, пропустить очередной прием пищи.

Здоровое опорожнение кишечника происходит, как правило, утром, чтобы подготовить организм к приему пищи нового дня. Здоровый аппетит, пищеварение и выделение обеспечивают нам много сил и ясность ума. Сон становится глубоким и освежающим. Аюрведа уделяет основное внимание не болезням, а силе, заключенной в организме пациента, рассматривая болезни как следствие слабости. Сильный человек активно сопротивляется болезни.

Смерти избежать нельзя, но можно сделать очень многое для продления жизни и улучшения ее качества. Мы вполне можем жить долго и продуктивно, без болезней и страданий, которые больные испытывают вследствие плохого самочувствия и потери трудоспособности. Мы хотим вам помочь, и поэтому, если вы все-таки заболеете, процедуры, описанные в двенадцатой главе и легко выполняемые в домашних условиях, помогут существенно сократить объем медицинского вмешательства или позволят совсем обойтись без врачей.

ВИХАРА — ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ПОДДЕРЖАНИЮ ЖИЗНИ

Вихара, или деятельность, является вторым столпом аю. Принципы вихары проливают свет на то, какой образ жизни должен вести человек для поддержания оптимального здоровья и равновесия. Успешное использование принципов вихары зависит от того, насколько человек осознаёт потребности своего организма и желает их удовлетворять. Именно поэтому так важно культивировать в себе саттвичный ум. По той же причине цель многих методик, которые приводятся далее по тексту, — очищение качеств ума.

Медитация

Наше личное время и внимание постоянно востребованы окружающими людьми и обстоятельствами, поэтому наш ум пребывает в непрерывной активности. Кроме того, мы подвержены замешательству и страху вследствие негативных влияний среды. Среда не дает нам опускаться в глубь своего ума. На поверхностном же уровне он слишком туп и разбросан, чтобы чувствовать и использовать сокрытые в нас физические, эмоциональные и ментальные ресурсы. Ученые подтверждают, что мы используем малую толику нашего ментального потенциала. Безграничные возможности доступны лишь спокойному и уравновешенному уму.

Мы получаем доступ к спокойному, всеобъемлющему и творческому уровню осознанности, становимся способными оценить жизнь как целое и по частям, только если мы находимся под сильным влиянием саттвы. Самым эффективным способом усиления саттвы является медитация. Ежедневная медитация — первая и самая важная рекомендация вихары. История свидетельствует, что во всех великих цивилизациях медитация практиковалась как способ улучшения всех аспектов жизни. Некоторые люди считают медитацию способом ухода от жизни, баловством или непозволительной роскошью. На самом же деле это — необходимость, особенно в условиях быстротекущей и насыщенной жизни. Медитация позволяет выйти из активного состояния ума и испытать себя как парам атма — в тихом, молчаливом, целостном состоянии ума. Исследования показали, что медитация в значительной степени восстанавливает равновесие и приводит к значительному улучшению физического и психического здоровья. Медитация облегчает слышание нами потребностей своего тела и здоровый выбор.

Отдых

Нам совершенно необходимо отдыхать. Хороший отдых — еще один аспект вихары, который усиливает саттву. Усталость является главным фактором, приводящим к потере умом знания и осознанности. Мы все знаем, что если не выспимся, наши действия становятся неэффективными, а ум вялым. На то, что обычно делается за десять минут, в таком состоянии мы можем потратить целый час. К сожалению, это частый опыт, так как жизнь вынуждает нас «жечь свечу с обоих концов». Залог хорошего отдыха — рано ложиться и рано вставать. Ложась спать вместе с природой и просыпаясь на рассвете, мы живем в соответствии с природными циклами. На сопротивление этим циклам мы обычно тратим очень много энергии.

Медитация и отдых должны привнести в нашу жизнь спокойствие, которое позволит телу и уму легко избавляться от напряжения и токсинов. Параллели есть и в природе. Во время полнолуния наступает прилив, и воды океана поднимаются, отражая его активность, интенсивность и способность к удержанию. Во время новолуния океан спокоен. На берег выбрасывается мусор, свидетельствуя, что во время покоя природа избавляется от отходов. Аналогично, если мы оставляем телу и уму время на полноценный отдых, мы даём им шанс отпустить напряжение и отходы.

Еще одна рекомендация вихары состоит в ограничении работы. Работайте умеренно. Если, следуя мечтам о карьере, мы истощаем себя, мы не можем насладиться результатом труда в его полноте. В любом случае, легче исполняются те желания, которые возникли при ясном, всеобъемлющем саттвичном состоянии ума, другими словами, когда мы получали максимальную поддержку от организующей мудрости природы.

Физическая активность

Вихара предписывает два типа физических упражнений, предназначенных для улучшения качества нашей жизни. К первому типу относятся аэробные, или для улучшения сердечно-сосудистой деятельности упражнения, которые стимулируют мышечный метаболизм и улучшают снабжение тканей кислородом (оксигенацию). Они укрепляют мамса и меда дхату, улучшают сердечную деятельность. Эти упражнения требуют частого выполнения с учетом советов врача и типа викрити. Например, люди с капха викрити нуждаются в большом количестве упражнений, с питта викрити выдерживают лишь среднее их количество, а с вата викрити должны упражняться меньше всех, так как вата легко возбуждается большим количеством движений.

Вьяама, то есть приобретение энергии посредством упражнений, — это второй тип упражнений, рекомендуемый вихарой. Действительно, существуют такие упражнения, которые способны насыщать организм энергией в отличие от обычных упражнений, которые выполняются с затратой энергии. Есть три формы вьяамы: сурья намаскар («приветствие солнцу»), асаны йоги и пранаямы.

В отличие от аэробики эти упражнения, предполагающие растяжение и концентрацию, выполняются очень медленно, снижая темп сердечных сокращений и другие проявления сердечно-сосудистой деятельности. После выполнения упражнений вьяамы мы чувствуем легкость в теле, прилив энергии и ясность сознания.

Откуда берется этот прилив энергии? Почему вьяама часто бывает эффективнее аэробики? Потому что она фокусируется на внутренней энергетической сущности организма и его центральных органов, которое имеет большее значение по сравнению с состоянием мышечного аппарата. Вот простой пример. Если вы повредите руку или ногу, вы не будете чувствовать себя также плохо, как если вы повредите брюшную область, и медицинское вмешательство будет не столь серьезным в этом случае.

Вот почему в аюрведе уделяется особое внимание пранаямам и асанам.

Если вы внимательно изучите эффекты асан и пранаям, вы увидите, что это упражнения преимущественно для органов грудной клетки и брюшной полости. Создавая давление в конкретных органах, мы помогаем им избавиться от амы, перемещаем ее в пищеварительный тракт, откуда она будет удалена. Расширение этих органов помогает поступлению питательных веществ в дхату и, соответственно, их нормальной деятельности.

Пранаяма, например выполнение дыхания через разные ноздри, помогает сжимать и расширять грудную клетку, диафрагму и полушария мозга. Это массажное воздействие помогает избавиться от токсинов в соответствующих органах и улучшить их деятельность. Такая пранаяма увеличивает приток питательных веществ ко всем дхату и облегчает удаление мал из организма. Удаление мал — очень важная функция дош — в большой степени поддерживается асанами и пранаямами, поэтому Чарака писал, что «йога и панчакарма изгоняют болезнь».

В практике панчакармы для получения наилучшего терапевтического эффекта от программы очищения и омоложения я рекомендую четыре асаны. Их следует выполнять в рамках ежедневной практики диначарья. Это поза саранчи (шалабхасана), коленногрудная поза (пауан муктасана), поза кобры (бхуджангасана) и уддьян бандха (особое упражнение для кишечника). В дополнение к асанам следует ежедневно выполнять пранаяму «Чередуя ноздри» (попеременное дыхание сначала через одну ноздрю, потом через другую).

Можно обнаружить, что эти упражнения помогают удалению токсинов из брюшной полости, а также улучшают пищеварение и обмен веществ, усиливая агни.

Совместно воздействуя на организм и на состояние ума, три аспекта вьяамы вызывают следующие положительные эффекты.

Они помогают пяти субдошам ваты правильно исполнять свои Функции, соответственно их направленности.

Они ускоряют и усиливают деятельность агни, что способствует здоровому аппетиту и пищеварению.

Они способствуют гормональному равновесию в организме.

Они усиливают и утончают чувства, повышают разборчивость.

Они снимают напряжение, успокаивают ум и привносят в нашу жизнь саттву.

Они улучшают метаболизм расы и ракты, улучшая циркуляцию лимфы и крови.

Чтобы получить максимальную пользу от упражнений вьяамы, практикуйте их непосредственно перед медитацией в следующем порядке: 1) сурья намаскар («приветствие солнцу»); 2) асаны; 3) пранаяма.

Чувственные впечатления

Мы уже отмечали, что воспринимаемая чувствами информация сильно влияет на качество ума. Внимание перемещается от ума через чувства и органы чувств к объектам восприятия, а затем — обратно назад. Если объекты, к которым обращено внимание, содержат слишком малое, слишком большое количество стимулов, или же являются попросту токсичными для организма, это нарушает равновесие ума и тела — прямо или косвенно. Чувства играют ключевую роль в поддержании гармоничного состояния ума и тела.

Действие чувств можно сравнить с действием пищи. Если мы потребляем недостаточно пищи, дхату получают недостаточно питания для своей деятельности. Если такая ситуация сохраняется длительное время, дхату истощаются. Если мы едим слишком много, пищеварительный огонь перенапрягается и образуется избыток амы, нарушающий деятельность дхату. Большое количество амы создает также трудноперевариваемая или токсичная пища.

Похожие процессы происходят и в уме. Если чувства получают неправильную пищу, возникает ментальная и эмоциональная ама. Например, после фильма ужасов или жестокого боевика бывает трудно заснуть. Когда же мы наконец засыпаем, снятся кошмары. После такого сна мы встаем вялые, голова не работает или, наоборот, мы перевозбуждены.

Это пример влияния чувств на ментальное и физическое равновесие. Чувства созданы для нашей защиты. Они передают уму огромное количество информации о внутреннем состоянии организма и окружающей среде. Поэтому вихара советует использовать их правильно, во имя жизни и здоровья, чтобы они могли поддерживать в уме способность к правильному выбору.

Адаптация к сезонным изменениям

Мы являемся неотъемлемой частью природы. Что в природе — то и в организме. Мы сразу чувствуем смену времен года, климата и положения в пространстве. Когда организм здоров, эти перемены тонизируют и укрепляют нас.

Если за окном холодная, влажная зима, в организме доминируют элементы притви и ялы. Накапливается капха. Организм защищается от холода, сжимаясь и удерживая свои субстанции. Весной воздух согревается солнцем, снег начинает таять, — так и накопленная капха. Она разжижается и удаляется через расширенные шроты. В окружающем мире оживает вайю, которая вызывает рост. Весной все растет. Тем временем, вата усиливает движение в организме и помогает капхе удалить накопившиеся отходы. Эта весенняя чистка необходима для последующего обновления и роста.

Какие изменения происходят осенью? Это время ветров. Листва сохнет и опадает. В окружающей среде преобладает агни и вайю бхуты. С увеличением влияния ваты, питта, накопленная летом, выдвигается из своих «домов». Люди с избытком питты в викрити начинают страдать от жара (воспалений). Естественное стремление организма избавиться от отходов приводит к изжоге, кожным аллергиям и неустойчивому, плохо сформированному стулу.

Руттучарья (сезонные процедуры)

Хотя мы упомянули только о тех изменениях, которые происходят зимой, весной и осенью, каждый сезон по-своему влияет на баланс дош. Чтобы помочь каждому человеку приспособиться к смене времен года, вихара рекомендует для каждого времени года выполнять комплекс ежедневных процедур, называемых руттучарья.

Слизистые выделения легче всего отходят весной. Для облегчения этого следует полоскать горло солевым раствором (эту процедуру называют гандуш), и делать это, в первую очередь, по утрам. После такой процедуры нужно принять теплый душ, который расширит шроты и поможет изгнать избыток капхи. Не следует менять зимнюю одежду на летнюю раньше времени Весной появляется большое количество дыхательных аллергенов. Чтобы защитить себя от них, смажьте внутреннюю поверхность ноздрей маслом ги. Это ослабит действие аллергенов. При выраженном избытке капхи аюрведа рекомендует панчакарму с особым акцентом на вамане.

Летом в природе и в организме активизируется агни. Потребляйте легкоусвояемую жидкую пищу с минимумом специй. Самая подходящая пища летом — фрукты и соки Не перегревайтесь на солнце. Избегайте чрезмерной физической активности. Одевайтесь легко, желательно в светлую одежду Днем отдыхайте, чтобы увеличить капху. Летом может возбуждаться и вата. В этом случае нужно следовать диете, снижающей вату, и вести соответствующий образ жизни Если симптомы указывают на избыток ваты, аюрведа рекомендует панчакарму с акцентом на бастикарме.

Осенью усиливается иссушающее влияние ваты. Для нейтрализации этого влияния и поддержания смазывающих свойств организма аюрведа рекомендует внутреннее и наружное промасливание. Как и летом, важно потреблять больше жидкости для поддержания нормального влагосодержания тканей. Следуйте диете, успокаивающей питту и вату и содержащей минимум специй. Полезно есть супы и жидкую кашу из лущеного маша Если возбуждается питта, панчакарма рекомендуется с акцентом на виречану.

Холод и сырость достигают максимума в зимнее время. Старайтесь почаще оставаться в тепле, тепло одевайтесь, принимайте горячий душ. Ешьте теплую и пряную пищу. Используйте больше ги и растительного масла, как внутрь, так и наружно. Для этого времени года характерен повышенный аппетит, потому что в организме увеличивается агни, чтобы защитить его от холода. Увеличенная пищеварительная способность позволяет легче наращивать дхату. Поэтому зимой рекомендуется принимать расаяны. В это время года может также появиться избыток ваты. В этом случае аюрведа советует панчакарму с акцентом на басти и насьякарме.

Диначарья (распорядок дня)

Наряду с советами на каждое время года вихара снабжает нас рекомендациями по распорядку дня, которые объединяются общим названием диначарья.

Этим простым указаниям может следовать каждый, безотносительно времен года и викрити.

Вставать лучше с восходом солнца. Как только встали, нужно помочиться и испражниться. Затем — почистить язык и зубы. Выпить стакан теплой воды. Провести апхъянгу — масляный массаж. Принять теплую ванну. Выполнить асаны, пранаяму и медитацию. Выполнить упражнения аэробики, согласно своей пракрити. Перед выходом на улицу смазать ноздри ги или кунжутным маслом. Не сдерживайте естественные позывы (зевание, чихание, мочеиспускание). На завтрак съешьте несколько фруктов и выпейте травяного чая. Займитесь тем, что приносит вам радость. В полдень должен быть основной прием пищи. Его следует провести в тихой, спокойной обстановке. Не перерабатывайте. Избегайте спешки, тревог и переедания. Относитесь к себе с любовью. Медитируйте по завершении дневных дел. Примите легкий ужин. Устройте себе вечернюю прогулку. Лягте спать как можно раньше.

Предписания ахары и вихары существуют больше для того, чтобы способствовать нормальной жизнедеятельности организма, а не избавлению его от токсинов и отходов. Поэтому невозможно исцелить большинство укоренившихся болезней только лишь путем изменений в питании и поведении, несмотря на то что некоторые такие изменения используются в очистительной терапии. Если токсины глубоко въелись в дхату, мы должны прибегнуть к аушад-хе, третьему столпу аю.

Тема следующего раздела — аюрведическое лечение болезней. Я начну с обсуждения природы происхождения болезни, а также процедур, которые аюрведическая наука использует для удаления источника болезни. Надеюсь, что вторая часть книги будет не менее интересной, чем первая.