logo search
ксе

2. Гносеологические аспекты естествознания. Научные законы.

(Идеальный объект и бессубъектное изображение природы)

Гносеология-познание. Анализ гносеологического аспекта естествознания обычно

предпосылается утверждением о том, что естествоиспытатели не просто познают

природу, не просто созерцают ее от природы же данным умом, а работают в

системе идеализаций, в рамках которых определяется и осмысляется как объект,

так и субъект знания. Определение таких рамок для экологизации естествознания

составляет содержание гносеологического анализа.

Тот факт, что в основании естествознания лежат определенные идеализации типа

материальной точки, не является открытием современной методологии и может

считаться фактом, прочно установленным (в общем виде) еще во времена Декарта.

Такой же прочностью обладает и представление о том, что содержание этих

идеализаций определяется предварительной работой методов, методической

"обработкой" природы. Если мы не знаем как устроен какой-либо объект, то мы

знаем как это можно узнать. Такова сила метода. Отказываясь от представлений

о фундаментальном (исчерпывающем) уровне природы, мы ведь тем самым признаем,

что не только не знаем этого уровня, но и не знаем как его узнать. Тем самым

возникает познавательная ситуация, в которой описание природы выступает в

качестве проблемы описания ее ускользающего "что". Мир индивиден. Объектное

мышление застревает на уровне описания существования, оставляя без внимания

его субстанциальную связность. Экологическое сознание делает "проход" к

пониманию субъектной связанности природы. Наблюдение, эксперимент,

моделирование и соответствующие им методы описания, классификация,

аксиоматизация и т.д.

Наука- часть духовной культуры: этика, искусство, философия. Наука описывает

мир, путем формулирования законов природы- это необходимая, устойчивая связь

между объектами и явления природы (их более 1000). Закон причинности- у

каждого явления есть свои причины. Существует 2 уровня познания:

эмпирическое- познание опытом и теоретическое- познание по средствам логики,

открывает новое уже из известного.