logo search
Космические легенды Востока

Что такое «я»?

Я пережил несколько «смертей», сбросил, через определенные промежутки времени, одну за другой все свои временные оболочки: тело плотное и эфирное, затем тело чувств, наконец, тело мысли. И теперь я остался сам собой, не имея более, что сбросить, значит более не умирающий, значит бессмертный, вечный...

Что такое это бессмертие, вечное «Я»? Оно троично. Самая высшая часть — это частица Божества, искра Духа-Огня, Луч Абсолюта; на Востоке она называется Атма.Это Божественное ядро заключено вБуддхи— духовную душу, духовный разум, «тело блаженства», — в то, что называется сердцем и дает способность прозрения, способность проникать в сущность вещей путем мгновенного озарения, — интуиция или чувствознание.

Соединение Атма и Буддхи образует зерно духа— Божественную вечную Монаду. Это Огненное зерно духа неуничтожимо и неизменно, нерушимо и вечно. Оно одинаково у всех людей, оно является бессознательной основой каждого человека.

Вокруг зерна духа накопляется и растет сознание человека — Манас, или «Мыслитель». Это высший разум, ум абстрактного мышления, «ум идей», самосознание. Он соответствует логике Огненного синтеза, озаренного Светом интуиции.

Это нетленная сокровищница всех результатов жизненных опытов и переживаний, достойных сохранения. В ней хранятся раз приобретенные умственные и нравственные качества — иначе они не могли бы возрастать.Атма, Буддхи и Манас вместе составляют бессмертное «Я» человека. Этот Вечный Человек, индивидуализированное Божественное «Я», является действующим лицом в телах, в которые он облечен. Его присутствие и дает это чувство «я» одинаково и телу, и душе.Будучи самосознательно, это «я» часто самообманчиво отождествляет себя с той из оболочек, в которой оно действует наиболее энергично.

Например, у человека чувственного его «я» сливается с физическим телом и с природой желаний (тонким телом), — из них он извлекает свои радости и мыслит себя и эти тела как одно, ибо вся его жизнь в них. Для ученого его «я» заключается в разуме, потому что из деятельности последнего вытекают все радости ученого, в нем сосредоточена вся его жизнь. И только немногие могут подняться до абстрактных высот духовной философии и почувствовать Вечного Человека, как свое истинное«Я».

Влияние и воздействие Высшего«Я» на свои тела называется «совестью», когда дело касается нравственности, и «вспышками интуиции», когда они просветляют интеллект. Если эти последние настолько постоянные, что становятся нормальными, их совокупность называется «гением».

Каждый из нас носит в себе это Вселенское Сокровище, этот Огонь единый и неизменный для всей Вселенной.

Этот Вечный Человек не имеет непосредственного проявления в низших Мирах. Для этого он нуждается в проводниках — телах, соответствующих тем Мирам, в которых он проявляется. Совокупность преходящих оболочек, в которых человек действует в Мирах Мысленном, Тонком и Плотном, называется на Востоке «личностью», — она создается для каждого земного воплощения. А высшая триада (это бессмертное древо, которое выделяет из себя личности, подобно листьям, существующим в весеннюю, летнюю и осеннюю пору земной жизни) — Атма-Буддхи-Манас — называется «индивидуальностью». Она живет вечно — она облекается в тела и сбрасывает тела так же, как человек надевает на себя одежды новыми и снимает старыми. Она — вечный собиратель достижений множества воплощений.

Процесс ухода из физического воплощения, называемый смертью, не затрагивает индивидуальности. Сбросив все тела, Вечный Человек остается самим собой. И тогда он снова у себя дома, хотя, в сущности, он и не покидал своей обители — он лишь направлял часть своего сознания и воли в низшие Миры через посредство проводников из низшей материи.

Человек живет и проявляет свою деятельность в трех Мирах: в Плотном — своими поступками, в Тонком — своими желаниями, в Мысленном — своими мыслями.Для каждого из этих Миров человек обладает телом, или проводником сознания, из материи этого Мира, которое служит ему средством познания этого Мира и для общения с ним. Человек пользуется этими проводниками в течение более или менее продолжительного времени, а когда он перестает нуждаться в них, он отбрасывает их прочь.

То, что мы называем жизнью и смертью, для индивидуальности есть лишь временное устремление части ее сознания в низшие Миры, а затем возврат сознания в Высшие сферы. Смерть — лишь перемена, освобождающая человека от самой тяжелой из всех связывающих его цепей; смерть — лишь рождениев более широкую жизнь, возвращение после краткого изгнания на землюв истиннуюОбитель человека, переход из темницы к свободе горного воздуха.Смерть есть величайшая из земных иллюзий.СМЕРТИ НЕТ — есть только перемена в условиях жизни.