logo search
13-24

16. Решение проблемы специфики человеческого бытия в «философской антропологии».

Историко-философские концепции человека в самом общем виде можно разделить на

две группы объективистские и субъективистские – такие, где человек и

окружающий его мир, смысл всякого бытия познается из самого объекта, мира, а

человек понимается как существо находящееся во всецелой или определяющей

зависимости от объективных сфер, принципов и норм космоса, мировой

разумности. Субъективистские – такие, где бытие человека и мира познается из

самого человека, из субъективного «Я». Через него, а человек понимается как

существо, полностью или в основном автономное и свободное от объективных сфер

и установлений. Субъективисты ищут основания общечеловеческого бытия в

глубинных сферах внутренней индивидуальной жизни человека в спонтанно-

разумной деятельности, в духовно- нравственных силах, волевых импульсах и

стремлениях. Претензии на преодоление крайности объективистского и

субъективистского походов, создание синтетической концепции человека в

современной философии высказывают две философские школы: «философская

антропология» и марксистская философия. Рассмотрим более внимательно, как

разрешается в данных философских школах проблема человека.

Термин «философская антропология» употребляется в двух основных

смыслах. Часто под ним называют раздел философского знания, посвященный

всестороннему рассмотрению проблемы человека. Вместе с тем, термин «философская

антропология» закреплен и за конкретной современной философской школой,

главными представителями которой были немецкие философы М.Шеллер, А.Гелен,

Г.Плесснер и др.

Представители «философской антропологии» выдвинули программу философского

познания человека во всей полноте его бытия. Они предложили соединить

онтологическое, естественнонаучное и гуманитарное изучение различных сфер

человеческого бытия с целостным философским постижением. Принципиальной задачей

философской антропологии является разработка проблемы сущности человека

. По мнению основателей, философская антропология – это «базисная наука о

сущности и сущностном строении человека». Последователь М.Шеллера, Г. -

Э.Херстенберг уточняет: «Философская антропология – это учение о человеке с

точки зрения бытия самого человека. Тем самым она в корне отличается от всех

наук, которые также изучают человека, но делает это с региональных точек

зрения: философской, биологической, психологической, лингвистической и т.д.».

В чем конкретно «философские антропологии» усматривают сущность человека? В

решении этого вопроса их взгляды расходятся. М.Шеллер, полагает, что такой

сущностной идеей человека является антропологический дуализм духа и

жизни. Сущностное определение человека, с точки зрения немецкого, есть

одновременное определение его особого положения в порядке бытия. Соответственно

принцип антропологического дуализма будет в качестве сущностной характеристики

человека, если будет доказано на основе этого принципа особое положение

человека в бытии. И поскольку жизнь как один из способов антропологического

дуализма в представлении М.Шеллера является чем-то общим для человека и

остального органического мира, то человек может претендовать на особое

положение в бытии, если только дух предстанет как нечто принципиальное для

жизни.

В работе «Положение человека в космосе» статус человеческого бытия выявляется в

космической перспективе через соотношение человека с другими формами

органичного мира в плане становления и эволюции психического начала:

чувственного порыва, инстинкта, ассоциативной памяти и практического

интеллекта. Жизнь человека содержит в себе эти формы отношения с миром и в этом

смысле человек в принципе не отличается от животного. И.М.Шеллер убежден,

«человек – естественный человек есть животное. Он не развился из животного

царства, а был, есть и всегда останется животным». Однако между человеком и

остальными животным миром, по мнению М.Шеллера, имеется сущностное различие.

Это различие обусловлено наличием у человека духа. Наиболее базисно важной

характеристикой человеческого духа объявляется его «открытость миру»

. Животные органы средой обитания, дух же человека преодолевает ограничения

среды и выход в открытый мир, осознавая его именно как мир. Таким образом,

сущностная особенность связывается Шеллером с его онтологической свободой. В

силу этой свободы дух способен постичь качественное бытие предметов в их

объективном бытии. В силу этого человеческий дух предстанет как

объективность. Из этих базовых качеств человеческого духа вырастают

такие его составляющие, как способность к интеллектуальному познанию и

эмоционально-чувственное отношение к миру.

Всякий дух необходимо носить личностный характер. Личность – это

сущностно-необходимая единственная форма существования духа. Только на

личностной основе существует возможность творческой самореализации духа. Таким

образом, благодаря своей дуалистической природе человек, в концепции Шеллера,

представляет как определенная целостность – микрокосм, находящийся в

определенном отношении с «макрокосмом – запредельным миром».

Идеи Шеллера развивал его последователь А.Гелен. Он критикует те теории, в

которых низшие ступени человеческого развития расцениваются как близкие к

животному образу жизни и лишь последующие. Высшие ступени как подменно

человеческие. Вместе с тем он специфику и сущность человека выводит и

определяет лишь в ходе сравнения с животным. Эту специфику А.Гелен связывает с

особой исключительностью биологической организации человека. По его мнению,

«человек – это существо, открытое миру». Эта «открытость» определяется

его биологическим недорсувитием и недостаточностью.

Человек как биологически «недостаточное» существо должно решать задачу своего

выживания. В силу этого человек является действующим существом.

Действие – это форма человеческого овладения природой в целях обеспечения его

жизнедеятельности. «Открытость миру» и действительность человека обуславливают

главный принцип его существования – «принцип освобождения от бремени»

. Суть этого принципа состоит в том, что совокупные недостатки человеческой

конструкции, которые в естественных, животных условиях представляют собой

тяжкое бремя для его жизнеспособности, человек самостоятельно превращает в

условия своего существования. Результатом этого является становление человека

как культурного существа.

С точки зрения А.Гелена, культура является определяющей сущностью человека. В

основе же культуры лежит духовное начало. Таким образом А.Гелен в конечном

счете приходит к тому же выводу о дуалистической сущности человека.