16. Решение проблемы специфики человеческого бытия в «философской антропологии».
Историко-философские концепции человека в самом общем виде можно разделить на
две группы объективистские и субъективистские – такие, где человек и
окружающий его мир, смысл всякого бытия познается из самого объекта, мира, а
человек понимается как существо находящееся во всецелой или определяющей
зависимости от объективных сфер, принципов и норм космоса, мировой
разумности. Субъективистские – такие, где бытие человека и мира познается из
самого человека, из субъективного «Я». Через него, а человек понимается как
существо, полностью или в основном автономное и свободное от объективных сфер
и установлений. Субъективисты ищут основания общечеловеческого бытия в
глубинных сферах внутренней индивидуальной жизни человека в спонтанно-
разумной деятельности, в духовно- нравственных силах, волевых импульсах и
стремлениях. Претензии на преодоление крайности объективистского и
субъективистского походов, создание синтетической концепции человека в
современной философии высказывают две философские школы: «философская
антропология» и марксистская философия. Рассмотрим более внимательно, как
разрешается в данных философских школах проблема человека.
Термин «философская антропология» употребляется в двух основных
смыслах. Часто под ним называют раздел философского знания, посвященный
всестороннему рассмотрению проблемы человека. Вместе с тем, термин «философская
антропология» закреплен и за конкретной современной философской школой,
главными представителями которой были немецкие философы М.Шеллер, А.Гелен,
Г.Плесснер и др.
Представители «философской антропологии» выдвинули программу философского
познания человека во всей полноте его бытия. Они предложили соединить
онтологическое, естественнонаучное и гуманитарное изучение различных сфер
человеческого бытия с целостным философским постижением. Принципиальной задачей
философской антропологии является разработка проблемы сущности человека
. По мнению основателей, философская антропология – это «базисная наука о
сущности и сущностном строении человека». Последователь М.Шеллера, Г. -
Э.Херстенберг уточняет: «Философская антропология – это учение о человеке с
точки зрения бытия самого человека. Тем самым она в корне отличается от всех
наук, которые также изучают человека, но делает это с региональных точек
зрения: философской, биологической, психологической, лингвистической и т.д.».
В чем конкретно «философские антропологии» усматривают сущность человека? В
решении этого вопроса их взгляды расходятся. М.Шеллер, полагает, что такой
сущностной идеей человека является антропологический дуализм духа и
жизни. Сущностное определение человека, с точки зрения немецкого, есть
одновременное определение его особого положения в порядке бытия. Соответственно
принцип антропологического дуализма будет в качестве сущностной характеристики
человека, если будет доказано на основе этого принципа особое положение
человека в бытии. И поскольку жизнь как один из способов антропологического
дуализма в представлении М.Шеллера является чем-то общим для человека и
остального органического мира, то человек может претендовать на особое
положение в бытии, если только дух предстанет как нечто принципиальное для
жизни.
В работе «Положение человека в космосе» статус человеческого бытия выявляется в
космической перспективе через соотношение человека с другими формами
органичного мира в плане становления и эволюции психического начала:
чувственного порыва, инстинкта, ассоциативной памяти и практического
интеллекта. Жизнь человека содержит в себе эти формы отношения с миром и в этом
смысле человек в принципе не отличается от животного. И.М.Шеллер убежден,
«человек – естественный человек есть животное. Он не развился из животного
царства, а был, есть и всегда останется животным». Однако между человеком и
остальными животным миром, по мнению М.Шеллера, имеется сущностное различие.
Это различие обусловлено наличием у человека духа. Наиболее базисно важной
характеристикой человеческого духа объявляется его «открытость миру»
. Животные органы средой обитания, дух же человека преодолевает ограничения
среды и выход в открытый мир, осознавая его именно как мир. Таким образом,
сущностная особенность связывается Шеллером с его онтологической свободой. В
силу этой свободы дух способен постичь качественное бытие предметов в их
объективном бытии. В силу этого человеческий дух предстанет как
объективность. Из этих базовых качеств человеческого духа вырастают
такие его составляющие, как способность к интеллектуальному познанию и
эмоционально-чувственное отношение к миру.
Всякий дух необходимо носить личностный характер. Личность – это
сущностно-необходимая единственная форма существования духа. Только на
личностной основе существует возможность творческой самореализации духа. Таким
образом, благодаря своей дуалистической природе человек, в концепции Шеллера,
представляет как определенная целостность – микрокосм, находящийся в
определенном отношении с «макрокосмом – запредельным миром».
Идеи Шеллера развивал его последователь А.Гелен. Он критикует те теории, в
которых низшие ступени человеческого развития расцениваются как близкие к
животному образу жизни и лишь последующие. Высшие ступени как подменно
человеческие. Вместе с тем он специфику и сущность человека выводит и
определяет лишь в ходе сравнения с животным. Эту специфику А.Гелен связывает с
особой исключительностью биологической организации человека. По его мнению,
«человек – это существо, открытое миру». Эта «открытость» определяется
его биологическим недорсувитием и недостаточностью.
Человек как биологически «недостаточное» существо должно решать задачу своего
выживания. В силу этого человек является действующим существом.
Действие – это форма человеческого овладения природой в целях обеспечения его
жизнедеятельности. «Открытость миру» и действительность человека обуславливают
главный принцип его существования – «принцип освобождения от бремени»
. Суть этого принципа состоит в том, что совокупные недостатки человеческой
конструкции, которые в естественных, животных условиях представляют собой
тяжкое бремя для его жизнеспособности, человек самостоятельно превращает в
условия своего существования. Результатом этого является становление человека
как культурного существа.
С точки зрения А.Гелена, культура является определяющей сущностью человека. В
основе же культуры лежит духовное начало. Таким образом А.Гелен в конечном
счете приходит к тому же выводу о дуалистической сущности человека.
- 13. Какое, на Ваш взгляд, понятие шире «психика» или «сознание»? Обоснуйте ответ.
- 14. В чем заключается актуальность учения о творческой эволюции а. Бергсона?
- 14. По мнению Гоббса философия «играет среди людей ту же роль, какую, согласно преданию, в седой древности играли хлебные злаки и вино в мире вещей». Прокомментируйте мнение.
- 15. Материя и дух.
- 1. Идеалистический монизм
- 2. Материалистический монизм. Материя как субстанция
- 3. Проблема человека, как существа духовного, живущего в мире духовных и материальных ценностей
- 16. Решение проблемы специфики человеческого бытия в «философской антропологии».
- 17. Прокоментируйте высказывание: «я знаю, что я ничего не знаю».
- 18. Эволюция понятия «Материя».
- 19. Бог и человек.
- 20. «Человек – общественное животное».
- 21. Проблема разума во Вселенной.
- 22. Как вы понимаете проблему свободы личности.
- 23. В чем заключена сущность проблемы, обозначенная высказыванием: «Cogito ergo sum» (Мыслю, следовательно, существую)?
- 24. Время, пространство как философская проблема.