Постсоревновательная подготовка
Окончание соревновательной деятельности всегда сопровождается психическими, эмоциональными переживаниями спортсмена. Эти переживания зависят от многих факторов:
а) от результата соревнований, соответствующего уровню притязаний данного спортсмена;
б) от общественной значимости результата соревновательной деятельности спортсмена;
в) от пережитых спортсменом объективных и субъективных трудностей, пережитых спортсменом на соревнованиях;
г) от проявлений личностных качеств спортсмена, и прежде всего, направленности личности, эмоциональности, воли, нравственных качеств и интеллекта.
В постсоревновательный период спортивной деятельности интерес представляют переживания спортсменом успеха и неуспеха своей соревновательной деятельности. Успешное выступление на соревнованиях, так же как и неуспешное, оказывает значительное влияние на последующую спортивную деятельность.
При успехе - спортсмен переживает удовлетворение, радость, желание тренироваться, уверенность в своих силах и др. положительные эмоции.
Однако положительные эмоциональные состояния могут отрицательно повлиять на направленность личности спортсмена - они могут стать причиной самоуспокоенности, беспечности, благодушия, самооценки и оценки спортивных соперников. Все это может отрицательно сказаться на отношении к спортивной тренировки, к режиму жизни и деятельности.
При неуспехе проявляются эмоции разочарования, мнительности, неудовольствия, огорчения, неуверенности в своих силах и др.
Подготовка в послесоревновательный период будет заключаться в развитии способности спортсмена проводить анализ, как успеха, так и неуспеха на соревнованиях. Это, прежде всего, оценка правильности проведения учебно-тренировочной деятельности и таких её компонентов как физическая, техническая, тактическая и психологическая подготовки, оценка уровня подготовленности спортсмена в проявлениях мобилизации готовности, в правильности «психической настройки» спортсмена перед стартом и, самое главное, планирование спортивной деятельности на пути к будущим соревнованиям.
Заключение.
В любом виде спорта условия, в которых проходят соревнования, отличаются от условий тренировочных занятий.
Необходимо отметить, что спортивный результат слагается из трех составляющих:
физической подготовки;
функциональной подготовки;
совершенствования механизмов нервно-психической регуляции деятельности и поведения человека.
Спортивный результат снижается при ослаблении любой из этих "трех опор".
Многочисленные исследования показывают, что отрицательные формы предстартовых состояний не только вызывают отчетливо переживаемый психический дискомфорт, но и отрицательно воздействуют на готовность к спортивной борьбе и на результат соревнования. Тренерам и психологам необходимо готовить спортсменов не только в физическом и тактическом плане, но и добиться у них противостояния многим предсоревновательным и соревновательным факторам, оказывающим сбивающее влияние и вызывающим рассогласования функций, т.е. проявления высокой надёжности в соревновательной деятельности.
Психологическая подготовка предусматривает планомерное развитие необходимых качеств, способствующих развитию психических, технических и тактических возможностей спортсмена. Непосредственная психологическая подготовка к соревнованиям должна базироваться на информации о возможных и явных соперниках, состоянии мест соревнований и др. Изучение этих факторов и реальная оценка уровня достижений спортсменов должны служить основой для формирования стоящей перед нами задачи.
Знание предстоящих трудностей дает возможность путем соответствующей тренировки, в том числе психологической, приучить спортсмена к нужным условиям.
Список использованной литературы.
1. Киселев Ю.А. Победи: Размышление и советы психолога спорта. М: Спортакадемия, 2002.
2. Психологическое обеспечение спортивной деятельности. /Под ред. Г.Д. Бабушкина. Омск.: СибГУФК, 2006.
3. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебное пособие. - М.: "Академия", 2000.
4. А.М.Ахатов, И.В.Работин. Психологическая подготовка спортсменов. Учебно-методическое пособие/ Сост. КамГАФКСиТ, 2008.56с.