logo search

Глава 11. Панчакарма: процедуры после лечения

Терапию панчакармы можно сравнить с хирургической операцией — такое же большое значение имеют предоперационная подготовка и послеоперационный уход. Без подготовительных процедур снеханы и сведаны очищение оказывается поверхностным и не способным выдернуть корень болезни. С другой стороны, после того как насья, вамана, виречана и нируха басти очистят желудочно-кишечный тракт от токсинов, необходимо дать пищеварительному агни и органам возможность для восстановления.

Восстановительный набор процедур, следующий за панчакармой, совокупно именуется пасчаткарма. Эти процедуры обеспечивают восстановление здорового метаболизма и иммунитета. Если пренебречь этими процедурами, пищеварение не восстановится. При слабом пищеварении вырабатывается новая ама, и ткани насытятся токсическими веществами вместо питательных и укрепляющих. В этом случае организм не сможет воссоздать естественный иммунитет, что увеличивает вероятность повторного заболевания.

Пока вновь разгорается пищеварительный огонь, важно помнить о неустойчивом состоянии физиологии в это время. Энергетические ресурсы еще не работают на полную мощность, дхату не «разогнаны» до нужных оборотов, и мы не можем трудиться в полную силу. Поэтому для успеха панчакармы чрезвычайно важно, чтобы непосредственно после лечения пациент придерживался упорядоченной диеты и образа жизни.

Два аспекта «постпроцедур» — самсараяна крама и диначарья — выводят систему на новый, небывалый уровень эффективности. Третий аспект панчакармы — расаяна — технически не является частью панчакармы, но очень помогает омолодить дхату.

САМСАРАЯНА КРАМА — ГРАДУИРОВАННАЯ ДИЕТА

Пищеварение является первым аспектом физиологии, который необходимо воссоздать. Панчакарма сильно влияет на пищеварительный процесс, потому что желудочно-кишечный тракт является главным маршрутом удаления токсинов. Пищеварительный огонь ослабляется процессом выведения амы обратно в желудочно-кишечный тракт и ее изгнания.

Поскольку нарушенное пищеварение является первой причиной всех заболеваний, основное внимание после панчакармы уделяется его восстановлению. Это гарантирует питание дхату, включение иммунитета и поддержание здоровья.

Самсараяна крама является главной процедурой в восстановительном периоде после панчакармы, направленной на восстановление пищеварения. В буквальном смысле этот термин означает постепенное введение пищи. Пища для самсараяны готовится специально.

Чтобы показать сходство пищеварительного агни с пламенем костра, Чарака использует следующий пример. Если кто-то хочет сжечь в костре много плотного дерева, ему необходимо начать с искры и нескольких сухих травинок. Когда трава разгорится, можно добавить щепки и тонкие веточки, немного погодя — палки и только потом тяжелые бревна. Если бревна загорятся, в костре можно будет сжечь любое дерево. Однако, если подложить бревно к нескольким горящим травинкам, оно потушит пламя.

Таким же образом пища — это топливо, которое питает нашу деятельность. Если после главных процедур мы съедим тяжелую пищу, переварится лишь небольшое ее количество. Большая ее часть превратится в аму, и болезненный процесс начнется заново. Неприятная мысль. К счастью, такой ситуации можно избежать соблюдением правильной диеты.

Диета, которую пациент получает после панчакармы, состоит из риса и лущеного маша (мунг дал), количество и консистенция которых меняется поэтапно. Этапы называются манда, пейя, вилепи, одана, юша и кичари. В начале пациенту дают легкоусвояемый рисовый отвар и лишь некоторое время спустя присоединяют мунг дал, готовя с каждым разом более густое блюдо. Как только такая диета закончила свою работу (о чем свидетельствует появление сильного устойчивого аппетита), человек может вернуться к нормальному питанию.

Манда — рисовый отвар

«Манда» означает «жидкость» Это — первое, что можно съесть после ваманы и виречаны. Обычно ее принимают по возвращении аппетита (у большинства людей оно происходит через 4 часа после завершения процедуры). Манда — это отвар риса басмати. Его необходимо принимать теплым, с небольшим количеством ги и щепотью черной соли (саиндхава). Может показаться абсурдом, что мы рекомендуем пить рисовый отвар после таких серьезных процедур. Но пищеварительный потенциал действительно снижен, и нельзя об этом забывать.

Пейя — рисовый суп

Следующий прием пищи — через 2-3 часа. Еда называется пейя (суп). Она традиционно готовится путем разваривания одной части риса в восьми частях воды. В результате получается легкая, жидкая кашка.

Вилепи — густой рисовый суп

Человек получает вилепи в третий и четвертый прием пищи после ваманы или виречаны. Это более густая каша, для получения которой рис варят в четырех частях воды. Для вкуса в эту кашу можно добавить немного черной соли и высушенного сока сахарного тростника. Чтобы усилить пищеварительный огонь, можно слегка потушить в очень небольшом количестве ги немного свежего имбиря, куркумы, кумина, кориандра или фенхеля и добавить в рис. Все эти специи богаты агни бхутой

ОДАНА — ВАРЕНЫЙ РИС

Одана, мягкий вареный рис, дается в качестве пятого приема пищи.

ЮША — СУП ИЗ ЧЕЧЕВИЦЫ

Дал добавляется в шестой прием пищи, на второй день после ваманы или виречаны Юша (суповая смесь) представляет собой рис с небольшой добавкой лущеного маша (мунг дал). Эту пищу готовят непосредственно перед употреблением.

КИЧАРИ — СМЕСЬ РИСА И МУНГ ДАЛА

Несколько раз, начиная с седьмого приема пищи, пациент ест кичари. Это смесь риса басмати с мунг далом, которая варится со щепотью черной соли и вышеупомянутыми тушеными в ги специями.

Кичари является основой традиционной восстановительной, очистительной и омолаживающей диеты в терапии панчакармы. Оно легко усваивается и представляет собой хорошо сбалансированный набор питательных веществ. Кичари подходит для людей любой конституции, так как уравновешивающе действует на все три доши. Оно хорошо питает дхату и способствует процессу детоксикации. (Рецепт кичари приведен в главе 9.)

Время, которое требуется пациенту для возвращения к нормальной пище, зависит от его пищеварительной способности. В среднем это происходит после 6-7 приемов специальной пищи. У разных людей это число может колебаться от 3-4 до 8-10.

Врач отслеживает силу пищеварительного агни пациента и адаптирует диету в соответствии с аппетитом.

Одна из самых строгих рекомендаций аюрведы состоит в том, что человеку следует принимать пищу, только если он голоден. Это вдвойне справедливо во время восстановительного периода после панчакармы. Пациент должен есть только тогда, когда разгорелся аппетит. Хорошим аппетитом организм сигнализирует нам, что пищеварение, ассимиляция и выделение работают хорошо. Один из лучших способов быстро восстановить аппетит — утром и днем пить чай из свежетертого имбирного корня.

После разгорания огней надо поддерживать их силу. Общие принципы — следующие:

Принимать пищу следует только тогда, когда есть аппетит.

Не наедайтесь до отвала — нужно всегда оставлять немного места в желудке.

Во время еды следует избегать холодных напитков.

Обед должен быть в полдень, когда природный агни сильнее всего, а вечером — легкий ужин.

Есть следует сидя и в спокойной обстановке.

Старайтесь не «перекусывать» между приемами пищи и не ешьте на ночь.

Один раз в неделю или две следует устраивать себе разгрузочный день, чтобы дать пищеварению необходимый отдых.

Избегайте слишком тяжелой пищи и еды, жаренной во фритюре.

ДИНАЧАРЬЯ — РАЗМЕРЕННЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ

Наряду со специальной диетой пасчаткарма предполагает размеренный образ жизни. Другими словами, пациенту настойчиво рекомендуют возвращаться к повседневной деятельности постепенно, чтобы не перенапрягать нервную систему и метаболические процессы. Уровень активности должен соответствовать уровню интенсивности метаболических процессов, иначе организм будет испытывать недостаток энергии. Кроме этого, дхату требуют времени для своего восстановления.

К несчастью, требования современного активного образа жизни идут вразрез с физиологическими потребностями, имеющими место по окончании панчакармы. Часто хочется непременно спрыгнуть с кушетки, догнать самолет и в понедельник утром приступить к работе другим человеком. Повседневные заботы крадут время и внимание, не оставляя ничего взамен. Тенденция заставлять себя и забывать о своих потребностях часто приводит к зарождению болезни. Из-за этого мы можем недооценить то глубокое влияние, которое оказала панчакарма на наш ум и тело. Мы можем также проигнорировать необходимость постепенного возвращения к активной деятельности.

Для полного успеха панчакармы мы должны придерживаться программы постепенного возвращения к деятельности, которая поддержит и усилит происходящие перемены. Такая программа — диначарья — является частью пасчаткармы.

Аюрведа настойчиво рекомендует пациентам запланировать отдых после основных процедур и не сразу возвращаться к трудовым будням. Если контраст между глубоким расслаблением во время панчакармы и динамической повседневной активностью будет слишком велик, организм испытает шок. Здесь можно провести аналогию с внезапным пробуждением от глубокого сна или резким выходом из медитации. Голова тяжелая, состояние раздраженное и растерянное.

Для получения всей пользы от панчакармы требуется время. Поэтому до тех пор, пока уровень энергии в теле пациента не вернется к норме и не станет стабильным, ему советуют воздержаться от напряженной физической деятельности, половой активности и избегать стрессовых ситуаций. Сразу после панчакармы важно избегать чрезмерного воздействия элементов — пребывания в очень жаркой, очень влажной среде или на сквозняках. Особенно не рекомендуется загорать и плавать в холодной воде в течение хотя бы одной недели после панчакармы.

Неследование этим указаниям может свести к минимуму эффект от подготовительных и очистительных процедур, помешает организму сконцентрироваться на восстановлении и омоложении. Во время этого периода и после очень полезны рекомендации по образу жизни, представленные в главе 6.

РАСАЯНА — ТРАВЯНЫЕ И МИНЕРАЛЬНЫЕ ПРЕПАРАТЫ ДЛЯ ОМОЛОЖЕНИЯ

Как было упомянуто, расаяна карма не относится к панчакарме. Это отдельный раздел аюрведической науки. При этом расаяна увеличивает эффективность омолаживающих процедур панчакармы. Дословно «расаяна» означает «то, что увеличивает эссенцию дхату (расы)».

Когда люди слышат об омолаживающих свойствах расаян, они хотят сразу же начать принимать их, не подготовив тело к их воздействию. Этого не следует делать по трем причинам:

— расаяны являются высокоочищенными и концентрированными травяными и минеральными препаратами, для переваривания которых требуется здоровый пищеварительный огонь;

— дисбаланс дош затрудняет, а иногда и блокирует доставку этих веществ в дхату;

— ама и малы, накопленные в дхату, блокируют усвоение органами этих веществ.

Вследствие этих трех факторов терапия расаян не достигает желаемого эффекта до проведения панчакармы. Для того чтобы расаяны сработали, необходимо укрепить пищеварение, сбалансировать доши и удалить нечистоты из дхату.

В древних текстах описано множество типов расаян, каждая из которых по-особому действует на тело и на ум. Некоторые препараты питают дхату, оживляют обмен и останавливают старение. Другие — способствуют физической выносливости, укрепляют иммунную систему, а также успокаивают и питают доши. Определенные расаяны, наподобие ваджикарана кармы, повышают физическую жизненность и сексуальную силу, способствуя рождению здорового потомства. Те же самые расаяны повышают духовную жизненность и ментальную активность.

Многие травы и травяные препараты прописывают после панчакармы для достижения того или иного эффекта, например:

— ашваганда успокаивает и балансирует вату;

— брами и манджишта успокаивают питту;

— имбирь, черный перец и пиппали балансируют капху, усиливают метаболизм всех дхату (пищеварительную способность всех агни дхату);

— амалаки увеличивает саттву, способствуя ясному мышлению, спокойствию и позитивному настрою ума: она также успокаивает питту и вату.

Приведенные мною случаи из клинической практики показывают эффективность панчакармы и расаяны в отношении конкретных болезней. Однако, как я уже неоднократно отмечал, конечной целью панчакармы является восстановление сознательной связи с целым. Следующий случай, как и многие ему подобные, убеждает, что древняя система достигает цели.

Ко мне на панчакарму пришел мужчина, у которого не было больших проблем со здоровьем. Он хотел повысить внутри себя уровень сознания атмы. Мужчина прошел шестинедельную программу очищения и омоложения панчакармы, а затем начал курс расаян. Примерно через месяц после завершения лечения он сообщил мне о том, что перешёл на совершенно новый уровень осознанности. Он отмечал, что ясность ума и восприятия стали больше, чем когда-либо. Этот мужчина сказал также, что у него неприлично увеличилось чувство юмора. Но самым большим результатом, по его словам, стало появившееся чувство легкости, осознанности и непривязанности. Он стал сильнее переживать божественное внутри себя и отказался от большей части жизненной борьбы.

Этот случай показывает, что как только мы удаляем с нашего ума и тела покровы болезненности, сквозь тонкий слой начинает сиять истинная природа — пракрити, тесно связанная с Природой Вселенной.

ЧТО ОЖИДАТЬ ОТ ПАНЧАКАРМЫ?

Очень важно, чтобы пациент правильно представлял, что он может ждать от терапии. Хотя панчакарма облегчает симптомы болезни, ее главная цель — избавиться от причин. Отсутствие симптомов само по себе не означает полного исцеления. Исцеление требует больше времени, чем избавление от симптомов.

Если человек накапливал в себе семена дегенеративного заболевания в течение 15 — 20 лет и страдал от симптомов еще 5 — 10 лет, вряд ли он освободится от них за 10 — 15 дней панчакармы. Чтобы полностью избавиться от амы, воссоздать и омолодить дхату, необходимо время и несколько курсов лечения. Длительность лечения зависит от природы и тяжести заболевания, а также от наличия побочных эффектов всех предыдущих методов. Люди по-разному реагируют на панчакарму в силу индивидуальных особенностей конституции.

СХЕМЫ ПАНЧАКАРМЫ

Подробно объясняя науку омоложения, Чарака привел следующие схемы панчакармы;

Первый цикл.

Семь дней снеханы, сведаны и насьи.

На восьмой день — вамана.

Три дня после ваманы — самсараяна крама.

Второй цикл.

Семь дней снеханы, сведаны и насьи.

На восьмой день — виречана.

Три дня после виречаны — самсараяна крама.

Третий цикл.

Восемь, пятнадцать или тридцать дней снеханы, сведаны, насьи и басти.

Длительность выбирается в зависимости от природы и тяжести заболевания. Насью можно проводить отдельно от басти, но в сочетании со снеханой и сведаной.

Сушрута подтверждает эффективность этих схем панчакармы и добавляет к ним рактамокшану.

Чарака предложил вышеприведенную схему в качестве основы для разработки индивидуальной схемы в каждом конкретном случае.

Более пятнадцати лет клинического опыта и более 9000 выполненных мной курсов панчакармы подтверждают эффективность следующей программы (длительностью один месяц):

Дни 1 — 7 Снехана, сведана, насья (очищение) и

басти (различные комбинации нирухи

и анувасан)

День 8 Вамана

Дни 9 — 10 Самсараяна крама и отдых

Дни 11 — 15 Снехана, сведана, насья (очищение) и

басти (различные комбинации нирухи

и анувасан)

День 16 Виречана

Дни 17 — 18 Самсараяна крама и отдых

Дни 19 — 26 Снехана, сведана, насья (питание) и

басти (брухан и анувасан)

Дни 27 — 28 Самсараяна крама и отдых

Как видите, для очищения организма, а также успокоения и питания ваты много времени отводится процедурам насья и басти. Вата — главный движитель в организме. Контролируя вату, мы контролируем здоровье.

Полная программа лечения занимает 28 дней, но по вышеуказанным причинам я советую пациентам выделить дополнительное время до ее начала и после завершения.

Однако мало кто из западных людей может оставить работу на такой длительный срок, поэтому были разработаны альтернативные короткие программы.

Короткие программы фокусируются на успокоении и питании ваты, а также на очищении зон питты и ваты.

При этих схемах подготовительные процедуры снеханы и сведаны выполняют как минимум в течение семи дней перед проведением виречаны. Это обеспечивает полное промасливание всех семи дхату. Во время подготовительного семидневного периода часто используют шодхану и очистительную басти.

Я рекомендую каждому проходить одно- или двухнедельные программы в целях профилактики один-два раза в год, например, при смене времен года. В это время доши легче всего выходят из равновесия. Однако в случае хронических дегенеративных заболеваний советую как минимум месячный курс лечения. В зависимости от природы и тяжести заболевания может потребоваться несколько таких курсов.

Люди не всегда могут, оставив семью и работу, пройти панчакарму, даже когда она необходима. Поэтому в следующей главе я приведу несколько простых процедур шаманы и шодханы, которые можно проводить в домашних условиях при возбуждении дош.