logo
История развития ракетной техники

1.1.4 Подготовка и запуск

РН, созданные в СССР и США в 60-80 годы прошлого века, имели в своем составе крупногабаритные ракетные блоки, требующие специальных мер по их транспортировке. В США блоки РН "Satum-5" транспортируются на специальных баржах. В СССР географические условия не позволяли применить этот метод. Сборка блоков РН Н-1 осуществлялась прямо на космодроме в специально построенном цехе. А для РН "Энергия" были разработаны специальные самолеты "ВМТ" и "Мария" с размещением груза сверху, на внешней подвеске. Для РН "Виктория-К" такие подходы представляются бесперспективными. Транспортировка ее блоков предполагается обычными видами железнодорожного и авиационного транспортов - соответственно на грузовых платформах и внутри грузового отсека самолета АН-124 "Руслан".

На рис. 1.1. показана железнодорожная и авиационная транспортировка блоков РН "Виктория-К".

Они могут перевозиться по воздуху или железной дорогой с целью обеспечения транспортабельности РН "Виктория-К" создается по пакетной схеме. Пакет состоит из семи блоков. Восьмой блок (разгонный) устанавливается по тандемной схеме на центральном блоке. Транспортные ограничения на габариты ракетных блоков являются одной из причин отказа от использования водородного топлива (в силу его малой плотности).

Рисунок 1. 1. - Железнодорожная и авиационная транспортировка блоков РН "Виктория-К".

1.2 Ракета-носитель "Волна"

1.2.1 Краткая история создания

РН "Волна" разработана в ГКЦ "КБ имени В.П. Макеева". РН "Волна" предназначена для отработки получения материалов в условиях кратковременной микрогравитации при пусках по баллистическим траекториям, а также для выведения малогабаритных микроспутников на орбиту.

РН "Волна" создана на основе БРПЛ Р-29Р (РСМ-50). Исходная БРПЛ была создана во второй половине 1970-х годов в ответ на развертывание в США морских баллистических ракет с разделяющимися головными частями; существенную роль в разработке сыграли положения и ограничения договоров по ПРО и ОСВ-1 (1972 г.), а также договора ОСВ-2 (1979 г.). Общий вид "Волна" представлен на рис. 2.

Рисунок 2 - РН "Волна"

1.2.2 Тактико-технические характеристики

Из-за специфических для размещения на подводной лодке схемнокомпоновочных решений, БРПЛ из Миасса очень компактны, и у них сравнительно небольшая стартовая масса. Эти достоинства боевых ракет создали серьезные сложности при их переоборудовании в "мирные". Самое главное современный КА очень трудно поместить туда же, где разработчики "упрятали" боевые блоки. Разработчики конверсионных модификаций наземных РН могут поставить вместо штатного головного обтекателя другой, более просторный. Так можно сделать и с морскими ракетами, но это гораздо сложнее и дороже, поскольку пусковую установку подводного ракетоносца переделать под космические задачи непросто. Отсюда жесткие ограничения на габариты КА. Кроме того, полезный объем "съедает" и капсула, в которую приходится помещать КА, чтобы защитить их от теплового воздействия ЖРД верхней ступени РН.

Чтобы определить оптимальные пути решения поставленной задачи, КБ имени В.П. Макеева приступило к разработке двух ракет с межконтинентальной дальностью стрельбы жидкостной РСМ-50 и твердотопливной РСМ-52. В первой использовались схемные, конструктивные и технологические решения, прошедшие отработку и проверку на предыдущем изделии РСМ-40. Принципиальные отличительные особенности ракеты РСМ-50: возможность комплектации ее тремя взаимозаменяемыми вариантами боевой нагрузки (моноблочной, трех- и семиблочной головными частями) и наличие боевой ступени, в состав которой входят ЖРД, отсек с боевыми блоками и приборный отсек с бортовой аппаратурой системы управления, обеспечивающие индивидуальное наведение блоков на разные цели. Система управления оснащена блоком астрокоррекции с расширенными возможностями учета ошибок навигационного комплекса подводной лодки, как в определении курса, так и места стрельбы. На первом этапе полета ракеты к цели отделяется первая ступень, затем идет сеанс астронавигации, потом происходит отделение второй ступени, прицельное отделение боевых блоков и их вход в атмосферу.

Двухступенчатая РН "Волна" обеспечивает выведение КА массой 600-700 кг на суборбитальные траектории с максимальной высотой 1200-1300 км, а КА массой 100 кг - до 3000 км.

Имеется возможность установки на РН нескольких КА и их последовательного отделения.

Основные характеристики РН "Волна" представлены в таблице 2.

Таблица 2 - Характеристики РН "Волна"

Параметр

Величина

1.Стартовая масса РН, т

35

2.Длина РН, м

14,2

3. Диаметр РН, м

1,8

Выведение на суборбитальные траектории

4. Масса полезного груза, кг :

-спасаемая капсула

-научная аппаратура

650-700

110-150

5. Габариты зоны для размещения научной аппаратуры, мм :

-длина

-диаметр

-800-860

-500-570

6. Уровень микрогравитации, g

10-4

7.Время невесомости, мин

22-30

Выведение КА на околоземные орбиты

без использования апогейной двигательной установки

8. Масса КА, кг

115

9. Высота круговой орбиты, км

200…230

10. Наклонение плоскости орбиты, град.

0…25

11. Габариты зоны для размещения КА, мм :

-длина

-диаметр

1670

1350

Выведение КА на околоземные орбиты

с использованием апогейной двигательной установки

12. Масса КА, выводимого на круговую орбиту, кг :

-Н=200 км,i=0°

-Н=200 км,i=90°

-Н=800 км,i=0°

-Н=800 км,i=90°

310

155

170

65

13. Ориентировочные габариты зоны для размещения КА, мм

960Ч453Ч453

1.2.3 Двигатели и их характеристики

Для увеличения энергетических возможностей РН "Волна" может оснащаться мало габаритной двигательной установкой, обеспечивающей довыведение КА на заданную околоземную орбиту.