logo
Алгоритм расчета траектории перелета на ограниченную орбиту с заданными характеристиками

3.2 Взаимосвязь характеристик отлетного вектора и амплитуд орбиты вокруг точки либрации L2 системы Солнце-Земля

Известно, что перелет на орбиту вокруг точки либрации L2 системы Солнце-Земля может быть осуществлен совершением одного импульса на низкой околоземной орбите [2], [12], [15], [23]. Фактически, данный перелет осуществляется по орбите, принадлежащей устойчивому многообразию решений задачи трех тел, то есть обладающей нулевой неустойчивой составляющей.

Для поиска такой орбиты применяется алгоритм, описанный в предыдущем разделе. При построении функции Xf необходимо сначала интегрировать орбиту до апогея, а потом до пересечения плоскостей Xmax или Xmin. Начальное приближение должно обеспечивать апогей, находящийся между плоскостями Xmax и Xmin.

В момент отлета с рассматриваемой околоземной орбиты, аппарат находится на сфере, описывающей Землю на высоте 500 километров, а вектор скорости направлен по касательной к этой сфере. При осуществлении импульса перелета в направлении движения КА, существует единственное значение , позволяющее перевести аппарат на орбиту, принадлежащую стабильному многообразию. Таким образом, положение и направление движения КА в момент старта с околоземной орбиты однозначно определяет характеристики ограниченной орбиты вокруг точки L2, на которую он попадет. Целью настоящей главы является исследование влияния параметров перигея отлета на характеристики орбиты вокруг точки либрации при старте с круговой орбиты высотой 500 км.

Перигей отлета можно определить тремя параметрами, два из которых - это угловые координаты, описывающие положение аппарата (RA и DEC), а третий - угол, определяющий направление его движения (AZI). Во вращающейся системе координат с фиксированной осью Солнце-Земля и центром в Земле (ось X направлена от Земли к точке , Z - на северный полюс эклиптики), угол RA - это угол между проекцией радиус-вектора КА на эклиптику и осью X, DEC - угол между радиус-вектором КА и плоскостью эклиптики, AZI - угол между вектором, направленным по меридиану в сторону Северного Полюса, и вектором скорости КА.

С помощью описанной методики для заданного положения и направления отлета был определен единственный возможный модуль скорости, который обеспечит доставку аппарата на орбиту вокруг точки либрации. Был произведен расчет траекторий перехода на орбиты вокруг точки и построена оценка характеристик этих орбит для множества наборов параметров перигея отлетной траектории. На основе выполненных расчетов были построены специальные карты, позволяющие оценить возможность перелета на орбиту с заданными характеристиками и получить параметры перигея перелетной траектории, позволяющие его осуществить.

Характеристики разброса орбит, для которых были построены карты, наглядно представлены на рис. 3.2 Az+ - амплитуда в положительном направлении оси Z, Az - в отрицательном направлении оси Z, Ay - амплитуда по оси Y, Ax+ - амплитуда в положительном направлении оси X, Ax - амплитуда в отрицательном направлении оси X. ?Az+, ?Az-, ?Ay ? разбросы орбиты. На рис. 3.8-3.11 представлены зависимости характеристик и от параметров DEC и AZI при RA, меняющимся от 170° до 200° с шагом в 10 градусов.

Так, например, для при RA = 200° можно увидеть, что наиболее близкие к гало орбите траектории можно получить при параметрах перигея отлета порядка DEC = 20° и AZI = 60°, при этом полученной орбиты составит порядка 350000 км.

На рис. 3.12-3.15 представлены зависимости характеристик Ay+ от параметров DEC и AZI при RA, меняющимся от 170° до 200° с шагом в 10 градусов.

Рис. 3.7 Суперпозиция цветовой карты значений Az+ и контурной карты разброса ДAz+ в зависимости от характеристик отлетного вектора DEC и AZI для RA = 170°

Рис. 3.8 Суперпозиция цветовой карты значений Az+ и контурной карты разброса Д Az+ в зависимости от характеристик отлетного вектора DEC и AZI для RA = 180°

Рис. 3.9. Суперпозиция цветовой карты значений Az+ и контурной карты разброса Д Az+ в зависимости от характеристик отлетного вектора DEC и AZI для RA = 190°

Рис. 3.10. Суперпозиция цветовой карты значений Az+ и контурной карты разброса Д Az+ в зависимости от характеристик отлетного вектора DEC и AZI для RA = 200°

Рис. 3.11. Карта значений Ay+ в зависимости от характеристик отлетного вектора DEC и AZI для RA = 170°

Рис. 3.12. Карта значений Ay+ в зависимости от характеристик отлетного вектора DEC и AZI для RA = 180°

Рис. 3.134. Карта значений Ay+ в зависимости от характеристик отлетного вектора DEC и AZI для RA = 190°

Рис. 3.14. Карта значений Ay+ в зависимости от характеристик отлетного вектора DEC и AZI для RA = 200°

На рис. 3.16-3.19 представлены зависимости значений импульса перехода от параметров DEC и AZI при RA, меняющимся от 170° до 200° с шагом в 10 градусов.

Рис. 3.15. Карта значений импульса перехода в зависимости от характеристик отлетного вектора DEC и AZI для RA = 170°

Рис. 3.16. Карта значений импульса перехода в зависимости от характеристик отлетного вектора DEC и AZI для RA = 180°

Рис. 3.17. Карта значений импульса перехода в зависимости от характеристик отлетного вектора DEC и AZI для RA = 190°

Рис. 3.18. Карта значений импульса перехода в зависимости от характеристик отлетного вектора DEC и AZI для RA = 200°

Приведенные зависимости свидетельствуют о том, что возрастание широты DEC приводит к значительному увеличению амплитуд орбиты вокруг точки либрации и значения импульса, необходимого для перехода на эту орбиту. Влияние направления движения КА (AZI) на характеристики орбиты вокруг точки либрации уменьшается с увеличением DEC, это проявляется в том, что линии уровня на рис. 3.8-3.15 становятся практически вертикальными при больших значениях DEC.