logo
Возникновение планетных систем и Земли

6.3. Над поверхностью Земли

Земля окружена атмосферой. Нижний ее слой (тропосфера) простирается в среднем до высоты в 14 км; происходящие здесь процессы играют определяющую роль для формирования погоды на планете. Температура в тропосфере падает с увеличением высоты. Слой от 14 до 50-55 км называют стратосферой; здесь температура возрастает с увеличением высоты. Еще выше (примерно до 80-85 км) находится мезосфера, над которой наблюдаются (обычно на высоте около 85 км) серебристые облака. Для биологических процессов на Земле огромное значение имеет озоносфера --слой озона, находящийся на высоте от 12 до 50 км. Область выше 50-80 км называют ионосферой. Атомы и молекулы в этом слое интенсивно ионизируются под действием солнечной радиации, в частности, ультрафиолетового излучения. Если бы не озоновый слой, потоки излучения доходили бы до поверхности Земли, производя разрушения в имеющихся там живых организмах. Наконец, на расстояниях более 1000 км газ настолько разрежен, что столкновения между молекулами перестают играть существенную роль, а атомы ионизированы более чем наполовину. На высоте порядка 1,6 и 3,7 радиусов Земли находятся первый и второй радиационные пояса.

Гравитационное поле Земли с высокой точностью описывается законом всемирного тяготения Ньютона. Ускорение свободного падения над поверхностью Земли определяется как гравитационной, так и центробежной силой, обусловленной вращением Земли. Зависимость ускорения свободного падения от широты приближенно описывается формулой g = 9,78031 (1+0,005302 sin2 ) m/c2, где m --масса тела.

Земля обладает также магнитным и электрическим полями. Магнитное поле над поверхностью Земли складывается из постоянной (или меняющейся достаточно медленно) «главной» и переменной частей; последнюю обычно относят к вариациям магнитного поля. Главное магнитное поле имеет структуру, близкую к дипольной. Магнитный дипольный момент Земли, равный 7,98·1025 единиц СГСМ, направлен примерно противоположно механическому, хотя в настоящее время магнитные полюсы несколько смещены по отношению к географическим. Их положение, впрочем, меняется со временем, и хотя эти изменения достаточно медленны, за геологические промежутки времени, по палеомагнитным данным, обнаруживаются даже магнитные инверсии, то есть обращения полярности. Напряженности магнитного поля на северном и южном магнитных полюсах равны соответственно 0,58 и 0,68 Э, а на геомагнитном экваторе -- около 0,4 Э.

Электрическое поле над поверхностью Земли в среднем имеет напряженность около 100 В/м и направлено вертикально вниз -- это так называемое «поле ясной погоды», но это поле испытывает значительные (как периодические, так и нерегулярные) вариации.

Геофизика -- физика Земли -- относительно молода. Все происходящее в недрах нашей планеты изучено пока еще далеко не полно.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение работы кратко отметим основные положения рассмотренные в работе.

В ходе выполнения работы было рассмотрено происхождение планет, вопросы связанные с открытием других планетных систем, рассмотрены планеты и их спутники, строение планет, подробно рассмотрена планета Земля, ее форма, размеры, движение, внутреннее строение и поверхность.

Таким образом, солнечная система, это прежде всего Солнце и девять больших планет: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон. Кроме больших планет со спутниками, вокруг Солнца обращаются малые планеты (астероиды), которых в настоящее время известно более 6000 и еще большее число комет.

Возраст образования Солнечной системы около 4.5 - 5 млрд. лет тому назад.

Используя гипотезы образования Солнечной системы ученых в ХVII в., гипотезы 40г. ХХ века современные ученые позволили составить общую картину формирования Солнечной системы, которая образовалась в результате длительной эволюции огромного холодного газопылевого облака.

Когда Солнце «включилось», оно оттолкнуло остатки облака, оставив новорожденную Солнечную систему, состоящей из группы небольших теплых внутренних планет вблизи Солнца, несколько больших холодных внешних планет, маленьких ледяных комет на дальних границах, а также множество крошечных обломков. Все это случилось довольно быстро, по космическим меркам.

Подсчитано, что прошло не больше 100 миллионов лет со времени, когда облако начало сжиматься, до момента, когда зажглось Солнце.

В эту эпоху образования планет Солнце было окружено облаком пыли, состоявшей из песчинок графита (как в ка-рандаше) и кремния (тончайший песок), а также, возможно, оксидов железа, смерзшихся вместе с аммиаком, метаном и другими углеводородами. Столк-новения этих песчинок привели к образованию ка-мешков побольше, диаметром до нескольких санти-метров, рассеянных по колоссальному комплексу колец вокруг Солнца.

Вычисления, проделанные Голдрайхом, показали, что эти кольца были нестабильны из-за взаимного притяжения, и поэтому камешки на ранних стадиях объединились в большие тела типа астероидов, за-полняющих пространство между Марсом и Юпите-ром и имеющих в диаметре несколько километров. В свою очередь нестабильной оказалась и система астероидов. Большие массы объединились в группы, которые наконец коллапсировали, образуя планеты.

Вначале Солнечная система состояла из планет и множества астероидов, еще не объединенных вместе и распределенных по очень сложным орбитам. Три миллиарда лет назад падение астероида на планету должно было быть явлением довольно частым; те небесные тела Солнечной системы, которые практиче-ски лишены атмосферы (как Луна, Марс и Мерку-рий), до сих пор несут на себе следы этих ужасных бомбардировок. На Земле воздействие атмосферы уничтожило следы таких событий, и только недавно образованные кратеры еще видны (один такой кра-тер имеется в штате Аризона).

Вначале Солнечная система состояла из планет и множества астероидов, еще не объединенных вместе и распределенных по очень сложным орбитам. Три миллиарда лет назад падение астероида на планету должно было быть явлением довольно частым; те небесные тела Солнечной системы, которые практиче-ски лишены атмосферы (как Луна, Марс и Мерку-рий), до сих пор несут на себе следы этих ужасных бомбардировок. На Земле воздействие атмосферы уничтожило следы таких событий, и только недавно образованные кратеры еще видны (один такой кра-тер имеется в штате Аризона).

Наиболее близкие к Солнцу планеты сформирова-лись в более горячей области, нежели дальние плане-ты; более того, вскоре после своего рождения Солн-це пережило период большой активности, когда его масса, уносимая горячим солнечным ветром, умень-шалась с огромной скоростью (всего за несколько миллионов лет масса Солнца уменьшилась вдвое).

Речь здесь идет о «стадии Тельца», получившей название по имени звезды, видимой в созвездии Тельца. Раскаленное дыхание Солнца очищало межпланетное пространство от газов и остаточной пыли, перемешал их в сторону внешнего пространства. Дей-ствительно, них планет (Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун) и теперь встречаются в изобилии различные элементы, в то время как около внутренних каменистых планет их сравнительно мало. А вот иного мнения насчет происхождения комет до сих пор пет. Я рассмотрел в общих чертах процесс рождения Сол-нечной системы. Можно надеяться, что непрерывно поступающие новые экспериментальные данные и прогресс в теории дадут ответ на некоторые еще не ясные вопросы. На это, возможно, потребуется несколько десятков лет.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Астрономия: Учебник для 11 класса, - М.: Дрофа, 2004.

2. Горелов А.А. Концепции Современного естествознания. - М. 1997

3. Допаев М.М. Наблюдения звездного неба. - М.: Наука, 1978.

4. Дубнищева Т. Я. Концепции современного естествознания. Учебник под ред. акад. М. Ф. Жукова. 2-ое издание.-- М.: ИВЦ "Маркетинг"; Ново-сибирск: ООО «Издательство ЮКЭА» 2000;

5. Зельдович Я.Б., Новиков И.Д. Строение и эволюция Вселенной. - М., 1975.

6. Куликовский П.Г. Справочник любителя астрономии. - М.: Наука. 1988.

7. Найдыш В.М. Концепции современного естествознания: Учебник. -- Изд. 2-е, перераб. и доп. - М.: Альфа-М; ИНФРА-М, 2004. -- (в пер.).

8. Новиков И.Д. Эволюция Вселенной. - М., 1979.

9. Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания. - М. 1997

10. Хокинг С. Краткая история времени. От большого взрыва до черных дыр. - М.: Питер. 2002.

11. Хорошеева Е.В. Концепции современного естествознания. - М. 1999

12. Энциклопедический словарь юного астронома, - М.: Педагогика, 1980.